Восемь удивительных фактов о спасе на крови. Удивительные факты о спасе на крови Интересное о соборе спаса на крови

Специалисты ремонтируют металлические конструкции шатра, сохраняют цветную керамическую черепицу и воссоздают утраченную эмаль.

До этого последняя реставрация была закончена в 1997 году, - рассказал заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Борис Подольский. - С тех пор прошло 20 лет. За это время кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра. Поэтому нам пришлось провести работы по разборке черепицы.

При обследовании выявлены дефекты медной кровли, коррозия и утрата элементов крепежа. После демонтажа стало ясно, что кокошники шатра и стальные решетки также находятся в аварийном состоянии.

Сейчас их укрепили. Реставраторы расчищают поверхность эмали от пыли и копоти.

По плану первый этап реставрации должен быть закончен к 8 марта этого года, - говорит Борис Подольский. - Но сроки продлят. И уже понятно, что к Чемпионату мира по футболу леса со "Спаса на Крови" не снимут.

Стоимость первого этапа работ составляет 78 миллионов рублей, финансируется реставрация за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета Культуры.

Когда первый этап закончится, мы планируем продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами, - продолжает Борис Подольский. - По предварительным оценкам это обойдется нам в 250 миллионов рублей, работы продлятся до 2025 года. Мы сами будем финансировать дальнейшую реставрацию - уже за счет тех средств, которые заработает наш музей.

Я думаю все помнят песню Розенбаума, в которой он поет о том, что 25 лет мечтал снять леса со "Спаса на Крови", - говорит технический директор ООО "Возрождение Петербурга" Петр Щедрин. - Сейчас реставрация идет гораздо быстрее, чем в советские годы, нам не придется ждать четверть века.

Справка
Собор Воскресения Христова был сооружен как памятник царю Александру II на средства, собранные со всей России.
Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота храма - 81 метр.
В 1930 году храм был закрыт. Чуть позже Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборке Спаса на Крови. Сносу помешала Великая Отечественная война. В годы блокады Ленинграда в соборе размещался морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.
Только в 1968 году храм был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников.

Собор Воскресения Христова на Крови, более известный как храм Спас на Крови, строили по приказу императора Александра Третьего почти четверть века - c 1883 по 1907 годы. Деньги собирали по всей России .

Несмотря на яркое убранство, повод для создания более чем печальный: именно на этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Царь-освободитель, отменивший крепостное право, истекая кровью, упал на булыжную мостовую и скончался. После ужасного убийства власти создали специальную комиссию, которая должна была увековечить память государя, для чего и объявили конкурс на лучший проект храма. Следовало создать собор, который бы повторял черты русских церквей семнадцатого века. Кроме того, место гибели императора в храме надо было оформить в виде отдельного придела.

Справились с задачей архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий. Именно их совместный проект в результате признали лучшим.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Высота храма - 81 метр, что символизирует год гибели царя. Мастера закрепили на цоколе двадцать гранитных досок, повествующих о важнейших событиях царствования Александра Второго и его реформах, а на колокольне изобразили гербы губерний и областей России.

Внутри Спаса на Крови есть то самое место, на котором совершили покушение на правителя. Сохранились и фрагменты решетки набережной, плит тротуара и даже булыжники мостовой, куда упал истекающий кровью император.

БЫЛ СЛУЧАЙ

Реставратор Анастасия Джумаева:

Шла реставрация собора. Мы с подругой делали подготовку под золочение. Работали на тех самых лесах, о которых говорили, что когда их снимут, рухнет КПСС . Мимо проходили люди, молились. Потом переключились на нас. Крестились на кресты, а кланяться начали нам. А с лесов все видно.

Сначала мы спокойно относились к такому почитанию, а потом я пошутила. И тут же незамедлительно сильный порыв ветра сшиб меня с ног, и я на четвереньках покатилась по настилам лесов в сторону канала и лбом уперлась в ограждения. Подруга только и успела в недоумении крикнуть: «Ты куда?» Мы с ней переглянулись и больше так не шутили, ощутив на себе ответную шутку Иешуа.

ЛЕГЕНДЫ

Поговаривают, что в храме Спас на Крови есть икона, где зашифрованы все поворотные даты российской истории. 1917-й - Октябрьская революция, 1941-й - Великая Отечественная война, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина . Якобы есть и еще одна - можно увидеть дату, относящуюся к будущему. Для этого икону нужно перевернуть на 180 градусов и приставить зеркало справа. Но пока найти ее и расшифровать цифры не удавалось никому.

Еще один миф о соборе связан с затянувшейся реставрацией. В 1970 году вокруг храма возвели леса. Но вместо предполагаемых пяти лет восстановление затянулось на десятилетия. Казалось, что ремонт никогда не завершится. Строительные леса уже стали достопримечательностью Ленинграда . Тогда и пошел слух, что советская власть продлится в стране до тех пор, пока не снимут леса. Так или иначе, но именно в 1991 году строительные конструкции разобрали, а вместе с ними рухнул и Советский Союз.

Рассказывают, что кресты, снятые с собора в советское время, прятали от большевиков в канале Грибоедова . При реставрации случайный прохожий рассказал архитекторам, где скрыты святыни, после чего вызвали водолазов и подняли их со дна реки, а затем вернули на храм.

Пишет блогер Вячеслав Алкопона:

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале - Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных из них, подвергать легенды сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про Храм Спаса-на-Крови.

В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает тот факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длиною в двадцать лет. В результате в народе родились слухи и легенды. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию, развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:

Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.
Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?


Легенда о таинственной иконе

Если вы бывали с экскурсией в Спасе-на-Крови, то, думаю, слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться, то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом считают то, что есть среди них нечеткие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично я в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое - это высота его центрального сооружения, составляющая 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II - 1881. Второй по выcосте купол - 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.


Легенда о крестах

Спас-на-Крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Говорят, чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Зная нелюбовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.


Легенда о бомбе

В шестидесятых годах при осмотре куполов храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам…».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может быть, она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи о том, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом это привязка к историческим фактам, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году, и было принято окончательное решение снести храм. В 1941 году храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели - началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт. А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог для сноса - строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа. В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году.


Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный мемориальный однопрестольный храм, выполненный в позднем варианте русского стиля, был построен в 1883-1907 годах по проекту А. А. Парланда и И. В. Малышева (архимандрита Игнатия). С 1970 года здание собора имеет статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор».

Храм Спас-на-Крови был построен в память об императоре Александре II, который был в 1881 году смертельно ранен на этом самом месте — фраза «на крови» относится к крови государя. Постройка храма в течение 24 лет велась на средства, собранные по всей России.

Конкурс проектов для храма был объявлен уже в 1881 году, но так как ни один из поданных вариантов императору Александру III не понравился, был объявлен новый конкурс, в котором с условиями доработки победил проект А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Торжественная закладка собора произошла в 1883 году, а освящение готового храма — в 1907 году.

С внешней стороны храм Спас-на-Крови являет собой классический образец позднего этапа «русского стиля» — это собирательный образ русского православного храма XVI-XVII веков. Более всего внешний облик храма напоминает московский собор Василия Блаженного.

Площадка под строительство храма включила в себя часть русла канала Грибоедова и Михайловского парка, для этого набережную немного увеличили в сторону канала, а от сада отделили участок с помощью специального полукруглого ограждения. При возведении храма отказались от забивки традиционных свай под фундамент, заменив их бетонным основанием, что стало первым подобным опытом в петербургском строительстве. При отделке собора использовался разнообразный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь, породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней. С внешней стороны храма установлены 20 памятных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Храм венчают 9 глав, расположенных в асимметричном порядке, часть куполов имеет позолоченное покрытие, часть — эмалевое. Окна храма имеют оформление в виде кокошников. Общая высота собора — 81 метр (символ года гибели императора).

Внутреннее убранство храма в своей основе выполнено из мозаики площадью 7065 квадратных метров. В качестве эскизов выступили работы на евангельскую тему таких художников как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Саму мозаику создавали в мастерской В. А. Фролова, эта мозаичная экспозиция сегодня является одной из крупнейших коллекций в Европе. Сложность создания такого произведения искусства подтверждается и сроками ее изготовления, из-за отделки храма мозаикой его строительство задержалось на 10 лет.

Об императоре Александре II в храме напоминает специально сохраненное место его смертельного ранения, где была оставлена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя.

Храм Спас-на-Крови получил и новые технологии при строительстве — в подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов, здание было полностью электрифицировано с помощью 1689 электроламп, также была установлена молниезащита.

Собор Воскресения Христова на Крови находился на государственном содержании и не имел прихода, в нем велись только редкие службы в память об императоре. Поэтому после революции 1917 года, когда государственная поддержка прекратилась, собор оказался в трудном положении. Из-за чего в течении нескольких последующих лет он принадлежал «обновленцам» и «иосифлянам», отойдя от классического православия. В 1930 году храм был окончательно закрыт.

После закрытия собор даже хотели снести, но этим планам помешала война. В годы блокады в Соборе Воскресения Христова на Крови размещался городской морг, после войны — склад декораций Малого оперного театра. Все это привело к обветшанию исторического здания, поэтому в 1968 году он был взят под государственную охрану, а в 1970 году — передан музею «Исаакиевский собор».

В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал и не разорвался немецкий фугасный снаряд, его обнаружили только в 1961 году, и для его извлечения была организована цела спасательная операция.

В единый храмовый комплекс также входит часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где предсавлены иконы, поднесенные в память о кончине императора Александра II.

Здание Собора Воскресения Христова на Крови включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А.
Храм Спас-на-Крови на карте:

18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.

Почему он так называется

Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.

Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.

Мостовая внутри храма

Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).

В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.




Мозаика вместо росписи

Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.

Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.

Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia

Трижды избежал разрушения

В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».

Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.

Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.

В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.

Морг и овощехранилище

В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.

После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.

Фугас под куполом

В 1961 году, уже после пожара, при обследовании куполов храма верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских, в центральном куполе был обнаружен застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Видимо, во время артобстрелов Ленинграда он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 кг пролежал под куполом, никем не замеченный, целых 20 лет.

Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Среди них были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. 28 октября 1961 года они, рискуя жизнью, с максимальными предосторожностями извлекли снаряд с помощью лебедки из перекрытия, спустили на землю, вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

Реставрация длиной в четверть века

К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.

В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.


Легенды и мифы Спаса на Крови

Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.

По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...