Скульптуры в парке музеон колхозница. Лихие скульптуры в парке музеон

Музеон, в переводе с древнегреческого «храм искусств». Находится этот храм на станции метро Октябрьская или Парк Культуры прямо напротив .

Пешеходный переход между Парком Горького и Музеоном превратили в художественную галерею.

Стоимость:

Парк разделён на бесплатную часть и платную, стоимость входа на которую 20 или 30 рублей. Я кассу почему-то и не заметил даже, пока меня бдительная старушка-кассирша не окликнула.

История появления Музеона начинается в двадцатых годах прошлого века, когда на территории между Крымской набережной и Вторым Бабьегородским переулком по проекту гениального А.В.Щусева должен был быть разбит парк, служащий продолжением Парка культуры и отдыха имени Горького. Но это предложение, бывшее частью проекта «Новая Москва», не осуществилось.

В 1931 году, здесь планировалось размещение части комплекса знаменитого Дворца Советов архитектора И.В. Жолтовского, ради которого был взорван . Проект так и не осуществился. Территория осталась неосвоенной.

Затем под руководством того же Щусева началось строительство нового комплекса зданий Академии Наук. Строительство остановила война. После войны к этому проекту уже не возвращались.

В начале 60-х была попытка построить здесь жилые дома. Слава Богу, и этот «проект» был остановлен и, наконец, прозвучала идея Парка искусств. На отведенной территории уже в 1970 году началось строительство дома художников и нового здания Третьяковской галереи. Частную хаотическую застройку снесли. Хотя комплекс Третьяковской галереи сдали уже в 1979 году, но вся территория до самой Крымской набережной была огромным пустырем, свалкой строительных отходов, вечной проблемой городских властей.

Наконец, за десятилетие, предшествующее развалу СССР, силами самих художников была произведена разбивка парка и, при участии властей Москвы, были высажены деревья будущего парка. После путча 1991 года и последовавшей за ним войны с памятниками советской истории, были демонтированы множество изваяний деятелей отечественной истории. С одной стороны, это были памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, а с другой – работы замечательных скульпторов Е.В.Вучетича, С.Д.Меркурова, В.И. Мухиной, Ю.Г. Орехова, З.И.Виленского. Все они были свезены в парк и уложены на землю.

"Извлекающая звуки".

Когда страсти улеглись, то выяснилось, что на территории парка собрано больше 700 скульптур, имеющих непреходящую художественную ценность. Начиная с 1992 года, когда впервые парк искусств «Музеон» стал официальным названием новой организации, произошло много событий. Менялись ее состав, подчиненность, размеры территории. Но оставалось намерение создать совершенно необычное место в Москве, да и во всей России – парк искусств с музеем скульптуры под открытым небом.

Все скульптуры были установлены на аллеях парка и составили первоначальную его экспозицию. На памятниках сохранены полученные дефекты, сколы, даже надписи. Администрация парка считает, что все это такой же памятник эпохи, как и сама скульптура. Их обрамляет великолепная рама из зелени, ландшафт, спроектированный и разбитый лучшими дизайнерами страны. Это территория для художников, и потому они так ее любят. Каждые выходные здесь проходит вернисаж под открытым небом, выставки современных скульпторов.

Но парк искусств Московского объединения Музеон - это не только историческое наследие. На его базе проходят ежегодные семинары скульпторов страны и мира. Мэтры демонстрируют свои секреты на мастер-классах, молодые скульпторы показывают свои работы желающим. Уникальность такой организации в том, что зрители могут присутствовать при таинстве рождения произведения искусства, обычно скрытого от посторонних глаз. Весь парк разбит на тематические зоны, дающие представление о целых эпохах в истории российской скульптуры ХХ века. Изваянные во время семинаров творения остаются здесь и украшают музей искусств Музеон новыми и новыми шедеврами.

Как сказала одна девушка: "Не ту часть тела ты снял крупным планом!".

Скульптура называется "Молодая Россия".

Деревянные скульптуры.

Этот прямо вылитый Стрелок из игры Сталкер.

"Собирающий камни".

Такие парки скульптур под открытым небом существуют и в других странах мира. Московский парк Музеон превосходит их широтой экспозиции, живой связью времен, необыкновенной аурой творчества, которая его окружает.

Парк Музеон - красивое, даже романтическое место. Здесь несколько садов, где растут розы и другие цветы. Сюда вполне можно прийти с девушкой.

Фотографии из Музеона:

"Бард". На Высоцкого похож.

Не понятно как сюда попало это орудие.

Кто-то сюда приходит позагорать.

"Танцующие".

"Запасной игрок".

Эта часть парка сделана в японском или китайском стиле, в восточном в общем.

Эту скульптуру увидел в Музеоне, в Москве и вспомнил одну историю. Между прочим, тоже героическую. Про сандалии.
Как-то летом, приехали родственники. Родители решили отвезти их на Мамаев курган. В моем детстве родственников возили обычно в два места, - на дачу и Мамаев курган. Меня тоже было решено взять. Но сначала принарядили, - шортики, белые носки, пилотка. Умыли и стерли зеленку на коленках. В довершении к выходному наряду, мама достала праздничные, черные, лакированные сандалии и велела надеть. В этих сверкающих, импортных ботах я год назад танцевал на выпускном в детском саду и с тех пор они лежали в шкафу. На особый, какой-нибудь торжественный случай. В новенькой коробке. Ну вы в общем знаете как это бывает.
Я надел эти сандалии и с радостью спрыгнул со стула...
Крик еле удалось сдержать, а град слез, заменило частое моргание. Туфли жали. Свирепо и беспощадно. Они отнимали все ощущения жизни, кроме трагедии быть обутым в них. Я смотрел на блестящее чудо сверху и мне хотелось снять и радостно зашвырнуть их в окно.
Тут мама критически меня оглядела и с подозрением спросила:
- Жмут сандалии?
- Нет, нет! - я испугался, что меня не возьмут с собой и неистово замотал головой, - нет, нет.
В общем поехали. При входе на Мамаев курган, как водится сфотографировались. Хорошо помню эту фотографию в альбоме у родителей. У всех радужные, освещенные летним солнцем, счастливые лица и только один мальчик в пилотке, стоит и с ненавистью сморит на свои красивые сандалии...
Мамаев курган, на маленького, да и впрочем как и на большого человека, производит ошеломляющее впечатление. Я тут был уже не в первый раз, но все равно, сразу со входа, фундаментальность ансамбля захватывало мое воображение,
Я ходил озирался, рассматривал барельефы, огромные плиты под ногами, скульптуры. Все это было величественным, огромным и каким-то нечеловеческим. Это были мои Тадж Махал и египетские пирамиды, собор святого Петра и Колизей. Я не мог осознать, что это все сделано человеческими руками и разумом, и скорее поверил в творение богов и вечность этого монумента. Но вот сандалии...Они сводили меня с ума. Я уже готов был сдаться, снять их и поставить всем ультиматум и родителей в неудобное положение перед гостями.
Тут мама показала мне вот эту композицию и сказала, что она называется "Стоять насмерть". Я почему-то решил, что это про меня. И про мои сандалии.
"Насмерть!" -решил я.
В общем сандалии жали. Ноги подкашивались. Но я был скульптурой. Монументальной.
В зале Воинской славы, я немного отвлекся, - на стенах со списками погибших, я осторожно искал свою фамилию. Мне казалось, что найдя ее, я каким-то образом приобщусь к подвигу этих людей, стану частью человеческого величия. Но фамилии моей не было, я вздыхал и искал другие знакомые фамилии. Знакомых фамилий тоже было немного и мне оставалось только наслаждаться собственным героизмом борьбы с блестящими туфлями.
Высота 102, более известная как Мамаев курган постепенно превращалась и в мою личную битву. Битву со сверкающим, черным, импортным злом, с округлыми носами.
Мы еще достаточно долго ходили по мемориалу, поднимались к Родине - матери и спускались обратно. Отец рассказывал гостям, как он учась в автошколе, возил землю для строительства на этот курган, как тут все было изрыто следами войны и засыпано хлоркой, - от запахов человеческой смерти.
Все грустнели. А я шел на деревянных ногах, с каждым шагом представляя себя защитником Сталинграда, а лакированные сандалии, были моими немецко - фашистскими захватчиками.
Потом гости смеялись папиным рассказам, как его самого молодого, строители послали за водкой и он, дабы успеть в магазин до закрытия, поехал на грузовике вниз, прямо по ступенькам главной аллеи. Я тоже слушал эту историю, но его подвиг мне казался незначительным, по сравнению с тем героизмом, который происходил прямо у них под носом. А конкретно с мальчиком в чистых шортах, белой пилотке и чертовых, черных туфлях с блестящей застежкой.
Когда наконец поехали домой, я был практически в обмороке. Ноги онемели по самые коленки и казалось, что если я сниму сандалии, мир должен обязательно взорваться шумными аплодисментами и по небу должна сверкать огромная радуга.
Но сил не хватило. Поднимаясь по лестнице в квартиру, ноги отказали и я упал. Безвозвратно. Папа втащил меня на руках и положил на диван. Мама вскрикивала, что перегрели ребенка на солнце и бежала за мокрым полотенцем...
Когда сняли с меня сандалии, все замерли. Белые носки были в крови, ступни синего цвета, а мое лицо, - в цвет нарядной пилотки. Поняли все сразу. Ну почти все. Остался один вопрос, - Зачем? Его мне и задали, когда перебинтовывали ноги.
- Стоять насмерть! - ответил я и сделал героическое лицо.
Папа смеялся, мама вздыхала и выражала сомнение, что это ее ребенок.
Туфли выбрасывать конечно же не стали и они достались младшему брату, не те были времена, что бы разбрасываться лакированными, импортными вещами. А мне осталось знание, что тесные сандалии,- это даже подлее изюма с косточками... хотя это уже другая история.

03. Иду по мосту

04. Пречистенская набережная, памятник Петру, Президент-отель, ЦДХ

05. Высотка МИДа, шпиль в ремонте

07. Перешёл Москву-реку, внизу - вернисаж на Крымской набережной. Множество художников выставляет здесь на продажу свои картины, и не только свои, и не только художники.

08. Центральный дом художника на Крымском Валу. Здесь располагаются залы искусства XX века Третьяковской галереи. «Чёрный квадрат» Малевича - именно здесь. Здесь же не так давно проходила нашумевшая выставка картин Валентина Серова

10. Через дорогу - ворота Парка Горького. Но туда я в этот раз так и не попал.

11. Парк искусств «Музеон» тоже входит в систему Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Скульптуры у входа работы М.Ф. Бабурина: «Торжество труда: наука и искусство»

12. «Торжество труда: мир Земле»

13. В самом парке масса скульптур, как понятных, так и не очень. В.П. Буйначев, «Поклонение волхвов»

15. А. Григорьев, «Наследник века»

17. Е.В. Вучетич. «Перекуём мечи на орала»

18. Молодой Максим Горький у стены Дома художника

19. Ю. Микенас, «Первые ласточки»

20. М.В. Переяславец. «Степан Супрун».

21. Г.Д. Ястребенецкий. «Никто не забыт, ничто не забыто»

22. Е.В. Вучетич. «Стоять насмерть». Такая же скульптура, только намного больших размеров, стоит на Мамаевом кургане в . Лицо воина скульптор делал с Василия Ивановича Чуйкова.

23. Т.И. Калёнкова. Александр Твардовский.

Здесь же установлено множество памятников, ранее стоявших на улицах и площадях Москвы и других городов.

25. Знаменитый «Железный Феликс» - памятник Ф.Э. Дзержинскому работы Е.В. Вучетича, с 1958 по 1991 стоявший на Лубянской площади, тогда носившей его же (Дзержинского) имя, но в августе 1991-го варварски снесённый толпой безумных маргиналов, возомнивших себя «Защитниками Свободной России» (сокращённо - засранцы).

26. Максим Горький. Скульпторы: И.Д. Шадр, В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская, 1951 г. Снят в 2005 году с площади Тверской заставы у Белорусского вокзала , «временно, на время строительства развязки, парковки и торгового комплекса». Все эти объекты давно построены, памятник и ныне здесь.
Дополнение: 31 июля 2017 года памятник всё же был возвращён к Белорусскому вокзалу. Так что в «Музеоне» его больше не ищите.

27. Памятник Я.М. Свердлову работы скульптора Р.Е. Амбарцумяна

28. Г.В. Потоцкий. «Андрей Сахаров»

29. Скульптурная композиция «Вожди и жертвы».

30. Без подсказки не догадался, что это множество белых фигур называется «Выставка белокаменной скульптуры»

31. Инсталляция «СССР - оплот мира», а рядом с ней - группа скульптурных портретов советских государственных деятелей.

32. Михаил Иванович Калинин

33. Михаил Юрьевич Лермонтов. Сидит, хоть и памятник. Без пиджака.

35. Наоборот, Александр Сергеевич.

38. Алексей Николаевич Косыгин

39. Лично дорогой Леонид Ильич Брежнев

40. И снова дорогой Леонид Ильич

В Музеоне можно изучать историю нашей страны: здесь хранится около тысячи советских и современных скульптур, многие из которых окружены всевозможными загадками и мифами. Самые любопытные, забавные, невероятные - в нашей подборке.

Сталину сломали нос, а Дзержинского покрыли матом.

Если, гуляя по Аллее вождей, вы увидите туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, - знайте: скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который перекочевал в Музеон с Лубянки (до 1991 года - площади Дзержинского).

С самого начала бронзовая фигура работы Евгения Вучетича задумывалась как ода революции. В 1930-1950- е годы трех наркомов внутренних дел - Ягоду, Ежова и Берию признали врагами народа и расстреляли. После смерти Сталина советскому руководству нужно было срочно восстанавливать престиж НКВД в глазах простого населения. Спасти ситуацию должен был Дзержинский - точнее, его каменное изваяние.

Знаменитый революционер занимал должность наркома с 1919 по 1923 годы: великим святым он, конечно, не был, но репутацию имел сносную.

В 1958 году памятник был установлен на Лубянке. Так бы он там и стоял, если бы в 1991 году не случился Августовский путч. Во время одного из митингов народ чуть ли не голыми руками попытался снести памятник. На тот момент он стал ассоциироваться исключительно с черными страницами истории страны. В итоге, от греха подальше, власти перевезли статую на Крымскую набережную - на заслуженный отдых.

С тех пор монумент пережил несколько реставраций. Сейчас на нем уже не увидишь эпохальных надписей: «Феликсу конец», «Долой палачей» и еще миллион бранных словечек, которыми митингующие «украшали» скульптуру во время путча. После долгих дискуссий об их исторической ценности все оскорбительные надписи решили все-таки замазать.

А вот памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова повезло куда меньше. Прежде чем оказаться в Музеоне, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. Во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась. Но специалисты решили ничего не восстанавливать: каменные раны остались как символ конца советской эпохи. Так и стоит сейчас Сталин - с раздробленным носом и отколотыми ступнями.

Здесь живет монгольский Ленин

В Музеоне собрана самая большая коллекция бюстов Ленина - только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков. При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам. Поэтому большинство работ появилось уже после его смерти - их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично. Но чем дальше - тем статуи становились менее реалистичными. Так, в тридцатые-пятидесятые годы авторы пытались изобразить его, ни много ни мало, лидером мировой революции. А после пятидесятых вообще стали наделять чертами разных народов СССР. Единственное, что оставалось неизменным: лысина, усы и пиджак.

На территории Музеона есть монгольский Ленин - с широкими скулами и узким разрезом глаз. Правда, кто автор работы и откуда она поступила - история умалчивает.

Без ушей остались зайки

Если иностранцы больше интересуются фигурами вождей, то для россиян в Музеоне скульптура номер один - бронзовый Дед Мазай с зайцами Александра Таратынова. Уж как только здесь не фотографируются: и в лодку садятся, и палку из рук Мазая пытаются выхватить. После такого ажиотажа хранители Парка часто обнаруживают зайцев без… ушей. Ничего не остается, кроме как грустно вздыхать и реставрировать.

Случались и другие курьезные случаи. Первые годы Музеон, как известно, был собранием скульптур советского периода. Но со временем здесь стали проводить симпозиумы скульптур, часть работ так и осталась на территории Парка. Например, Олег Гаркушенко привез сюда целую серию фигур: «Сходящий в ад», «Слепой», «Собирающий камни», «Возвращение блудного сына», «Другое сотворение мира». За судьбой своих произведений автор тщательно следит до сих пор: каждый год приезжает в Музеон, чтобы провести плановую инспекцию. Однажды в дирекции раздался звонок: «Вас Гаркушенко беспокоит. Объясните, что случилось с моей скульптурой?!». Никто сначала не понял, о чем речь. А потом оказалось, что фигуре собирателя камней подложили еще один - «посторонний» булыжник.

Интересный случай связан и с композицией «Триумф России», которая расположена недалеко от входа в ЦДХ. Парк Горького помнит множество историй пропажи скульптур - их неоднократно крали, ломали, отдавали на переплавку. В Музеоне такое случалось разве что с «Триумфом». На памятнике Александра Бурганова в ликующей позе изображена высокорослая женщина - символ России с поднятыми кверху руками. А вокруг нее - медный ореол. В начале «нулевых» части ореола стали исчезать.

Камер наблюдения тогда еще не было, и, чтобы найти воров, охранникам приходилось устраивать засады. Выяснилось, что памятник стал жертвой предприимчивых бездомных: каждую ночь бродяги подъезжали на Крымский вал, обламывали фрагменты композиции и везли их в ближайший пункт приема цветного металла.

Что требовала Вера Мухина?

Вера Мухина известна благодаря своей скульптуре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. В коллекции Музеона тоже есть одна ее работа - «Требуем мира!», которая датируется 1950-м годом. Композицию художница создала под впечатлением от войны в Корее. Здесь изображена группа людей: корейская женщина, которая держит на руках мертвого ребенка, темнокожий мужчина, символизирующий освобождение Африки от колониальной зависимости, советский солдат, будто только вернувшийся с фронта...

Центральная фигура памятника - женщина с ребенком на руках, которая выпускает в небо голубя.

Предполагалось, что скульптура станет передвижной и будет экспонироваться на выставках и конгрессах, посвященных борьбе за мир во всем мире. Советское руководство отнеслось к этой идее скептически. Тогда Мухина предложила разместить монумент под открытым небом - но и тут потерпела неудачу. Скульптуру поставили в Центральном Доме художника, потом (из-за недовольства самой Мухиной) перевезли на ВДНХ. Только в начале «нулевых» монумент оказался в коллекции Музеона. По всему миру хоть и не выставляется, зато находится прямо под открытым небом.

Пристанище крымских татар и дом Третьякова

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло.

В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину.

Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади.

В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.

Крымская набережная Москвы-реки:

По реке плавают прогулочные пароходики:

Рядом виднеется здание фабрики «Красный октябрь» (интересно, она сейчас действует или раздербанена под офисы?) и памятник Петру I.

Где-то вдалеке за домами блестят купола неуклюжей громадины храма Христа Спасителя

Я же, купив пакетик жареных каштанов, сажусь отдохнуть и перекусить на деревянном помосте у набережной в парке «Музеон».

Кстати, вопреки ожиданиям, жареный каштан не имеет орехового вкуса, а больше всего похож, пожалуй, на печёную картошку, только, в более прочной шкурке.

Рядом работает оригинальный фонтан, бьющий прямо из дорожки, и утекающий непонятно куда.

Причём его струи танцуют под свою какую-то неслышимую музыку. Вот, посмотрите на видео:

Небольшой перерыв закончен, пора прогуляться дальше по набережной части парка. Все здесь так и дышит современным искусством и современным городским спортом. Вот какое-то непонятное сооружение со свисающими цепями.

А вот вдоль набережной расставлены стенды

На которых не картины и даже не фотографии, а просто фотокопии листочков из блокнотов с записями, казалось бы, не имеющими никакого смысла.

По реке продолжают курсировать прогулочные пароходы, но погода стремительно портится. Если утром я изнывал от жары и палящего солнца, пока тащил прибор на завод, то сейчас стало не просто прохладно, а дует холодный пронизывающий ветер и пришлось надеть предусмотрительно захваченную с собой куртку.

На реконструированной набережной сделана не только пешеходная часть, среди неё ненавязчиво выделены дорожки для велосипедистов и роллеров. А вдоль дорожек посажены степные травы, которые, наверное, должны напоминать центральную засушливую часть Крыма. Набережная-то Крымская ведь.

Пешеходные дорожки покрыты хорошей плиткой, а велосипедные — имеющим гораздо более хорошее сцепление с колёсами асфальтом.

Дорожка идет мимо павильонов, выстроенных на месте стихийного рынка, на котором художники продавали свои картины, развесив их на сетке забора. Сейчас продажа более цивилизована в архитектурно оформленных крытых павильонах. Неплохо бы что-то подобное организовать у нас в Кирове в сквере у перекрестка ул. Московской и Володарского.

Уже виднеется мост, за которым начинается парк им. Горького. А перед мостом небольшая деревянная сцена с надписью «каждый четверг с 20:00 до 23:00 здесь играют уличные музыканты «на шляпу»». Жаль, что хотя сегодня и четверг, но в это время я буду ехать в поезде обратно в Киров.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...