Керамика кальтаджироне сицилия. Сицилия, ч.10 - Пьяцца Арменина, Кальтаджироне, переезд в Катания

Добрый день! Пришла пора следующей части сицилийских заметок - сегодня мы посмотрим на великолепные мозаичные пола Виллы Романа, поднимемся по знаменитой лестнице в Кальтаджироне и полюбуемся местной керамикой а также переедем в Катанию где пройдемся по вечернему городу а также с утра пораньше погуляем по красивому кафедральному собору. В путь:

Рано утром, попрощавшись в таким чудесным городом Энна мы ненадолго заехали на озеро Пер Гуза - нам не повезло с погодой так что фото нет (под дождем не рискнул доставать камеру) - это озеро рекомендуют посетить натуралистам. Можно понаблюдать за большим количеством пернатых, также водятся змеи, жабы и ящерицы - но в дождь мы ничего толком не увидели, зато пробежались бодро к машине)))

После же мы согласно нашему маршруту направились в Пьяцца Арменина чтобы полюбоваться главной достопримечательностью Виллой Романо.

Пьяцца Армерина (Piazza Armerina) — небольшой городок в стиле барокко.

Город Пьяцца Армерина расположен на холмах и был построен в виде двух частей: сначала сарацинами в 10 веке, а затем город разросся на юго-восток в 14, а затем еще больше в 17 вв. Среди достопримечательностей города Пьяцца Армерина — множество красивых зданий, в том числе кафедральный собор Дуомо 18-го века, который возвышается над всем городом, элегантное здание мэрии и старинные величественные дворцы аристократии, как например Palazzo Trigona. Любителям погулять по старинным узким улочкам стоит обратить внимание на район застройки 13-го века вокруг улицы Via Monte, возле Дуомо.

НО больше всего известен город благодаря расположенной недалеко римской вилле — Villa Romana del Casale, уникальные мозаичные полы которой включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эта вилла входит в число главных достопримечательностей всей Сицилии и один из самых больших древнеримских домов такого рода, переживших период античности. Мозаики виллы с изображением сценок из обычной жизни отличаются не только высоким художественным мастерством, но и имеют огромную социологическую ценность.

Это древнеримский дворец, возведенный в начале 4 века н.э. на фундаменте более древнего здания. Когда-то она была центральным строением крупного поместья и имела весьма роскошное внутреннее убранство. До наших дней дошли самые большие и искусные римские мозаики в мире, которые украшали комнаты виллы.
До сих пор остается загадкой, кто же построил это великолепное здание с более чем 3 500 кв. метров мозаичных полов. Одна из самых знаменитых сценок — изображение девушки в купальном костюме, образ, который вполне подошел бы и для 20 века. (на фото выше)

Ученые-историки предполагают, что свою роль вилла выполняла на протяжении примерно полутора сотен лет после строительства, а затем долгое время была заброшенной. Вокруг нее выросла небольшая деревушка, получившая название Платия (от слова «палатиум» - дворец). Во время господства вестготов на Сицилии сама вилла была разрушена, но различные надворные постройки еще какое-то время использовались. Только в 12 веке это место было окончательно заброшено, когда вилла оказалась погребена под сошедшим оползнем.

Только в начале 19 века здесь были обнаружены фрагменты мозаик и некоторые обломки колонн, а в 1929 году были проведены первые официальные археологические работы под руководством Паоло Орси. В 1930-х годах его дело продолжил Джузеппе Культрера. Последние крупные раскопки имели место в 1950-1960-х годах, в результате чего над мозаиками был возведен купол.

Скорее всего, вилла выполняла сразу несколько функций. Некоторые ее комнаты были полностью жилыми, другие служили административными помещениями, а предназначение части комнат остается неизвестным. Вероятно, здесь постоянно или почти постоянно жил ее владелец, который отсюда же управлял своим поместьем. Здание имело один этаж. В его северо-западной части располагались термы, в северной - комнаты для гостей и прислуги, а в восточной - личные апартаменты хозяев и большая базилика.
В 1959-1960 годах археолог Джентили, проводивший раскопки на вилле, обнаружил на полу одной из комнат мозаику, изображающую десятерых девушек, - она получила название «девушки-бикини». Молодые девушки представлены в образе спортсменок, которые занимаются бегом, играми с мячом, метанием диска и т.д. Одна из них одета в тогу и увенчана короной, а другая держит в руках пальмовую ветвь. Другая хорошо сохранившаяся мозаика изображает сцену охоты с охотником и собаками.

Мозаики действительно поражают своим размером, детальностью и множеством сюжетов! Обязательно посетите, будучи на Сицилии.
Вход 10 евро.

Средневековый город Кальтажироне был разрушен землетрясением в 1693 году. Город был вновь отстроен в популярном тогда стиле барокко. В Кальтажироне до сих пор сохранилось свыше 80 керамических мастерских, причем некоторые из них можно посетить. Знаменитую местную керамику можно купить в бесчисленных сувенирных лавках города - но готовьтесь выложить крупную сумму - цены высокие - от 10 евро за миниатюрную чашечку до 200-300 евро за блюдо. (кстати в магазинах и даже рядом не разрешают фотографировать - бегают и кричат "ноу фото" за каждым туристом, но немного я втихаря пощелкал)))))

Среди достопримечательностей Caltagirone стоит выделить великолепный кафедральный собор 18-го века и Palazzo Capitaniale Corte (16 век), расположенные на Piazza Umberto I.

Но главной достопримечательностью Кальтаджироне является знаменитая лестница — Scala, ведущая от Piazza del Municipio к Верхнему городу. Лестница была спроектирована в 1608 году Джузеппе Джиакалоне. 142 керамические ступени украшены в стиле модерн. Они ведут к церкви Санта Мария дель Монте, откуда открывается потрясающий панорамный вид на весь город. Церковь также была перестроена после землетрясения 1693 года. Внутри нее можно полюбоваться картиной Madonna di Conadomini (13 век). По случаю особых мероприятий лестницу Скала украшают цветами, создавая красивые орнаменты, видные издалека.

Кальтаджироне - это один из восьми городов региона Валь ди Ното, внесенных в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО за их неповторимую архитектуру в стиле «сицилийского барокко».

Название города происходит от арабского слова «каль’ат - аль - гиран», что означает «Холм Ваз». Он был населен людьми еще в доисторическую эпоху, о чем свидетельствуют два некрополя, датированные вторым тысячелетием до н.э., и многочисленные археологические находки. Арабы же построили в Кальтаджироне замок, который в 1030 году атаковали лигурийские войска под предводительством византийского полководца Георгия Маниака. В годы господства норманнов и династии Гогенштауфенов на Сицилии город процветал, став признанным центром по производству керамики.

Среди интересных достопримечательностей Кальтаджироне (которые в этот день не работали - даже после сиесты) стоит отметить Музей Глиняной посуды, созданный в 1965 году, где собрана коллекция древней и современной глиняной и керамической посуды, относящейся, в том числе, к эпохе Древней Греции. Не менее интересны и религиозные строения Кальтаджироне, например норманнская церковь Святого Джулиана, над фасадом которой работал Саверио Гулли. Барочная церковь Сан Франческо ди Паоло примечательна своей ризницей, построенной в готическом стиле еще до землетрясения 1693 года, уничтожившего город. Храм Новых Капуцинов был возведен из камня в 12 веке, а церковь Сан Франческо д’Ассизи - в 1236 году. Последняя была восстановлена в стиле барокко. Ее фасад украшен морскими символами. Наконец, церковь Джезу конца 16 века выделяется восемью статуями святых и Мадонны, установленными на фасаде, а внутри можно увидеть полотно Филиппо Паладино «Пьета» и картину Полидора да Караваджо «Рождество Христово». Другим значительным строением города является Палаццо Сенатрио, построенное в 15 веке и служившее Городской Ратушей.

Все удалось посмотреть только снаружи. так как повторюсь - то ли сиеста затянулась - то ли еще что - но абсолютно все достопримечательности были закрыты.



Погуляли по городу, выпили самый невкусный апероль, поднялись 2 раза на чудесную лестницу, полюбовались керамикой в бесчисленных магазинах и со смешанными чувствами от Кальтаджироне направились в Катанию.

Заселившись в апартаменты пошил гулять по городу. В этот день был праздник Мадонны - по центральным улицам возили скульптуру. раздавали свечи, верующие пел песни а ночью был грандиозный фейверк.

Катания - один из крупнейших городов прекрасного острова Сицилия, построенный прямо у подножия вулкана Этна, не раз приносившего беду этому поселению. Ужасное извержение накрыло город в 1669 году, погребя более десяти тысяч местных жителей. Но Катания, подобно Фениксу, вновь восстала из лавы, которая, словно сажа, покрыла элегантные постройки в стиле барокко, к созданию которых приложил руку гениальный Джованни Ваккарини (Giovanni Vacarini). Этот мастер превратил руины в прекрасный и процветающий город с великим множеством уютных улочек, дивных зданий и достопримечательностей.

Утром через парк мы пошли на улицу главную улицу Умберто, дабы в Pasticceria Savia (и рядом практически аналоговом заведении Pasticceria Spinella) отведать настоящий сицилийский завтрак - фисташковую граниту со свежайшей булочкой бриошь! Друзья - это так вкусно - что словами не передать - нужно пробовать! Лучшее начало дня в Сицилии просто не придумаешь! Гранита 2 евро и булочка в такую же стоимость и многочисленный гастрооргазм гарантирован! Мы начинали каждое утро в одном из этих заведений! НО учтите - что как и во многих кафе Италии - взять с собой или скушать у барной стойки стоит практически в половину дешевле чем за столиком! Мы брали свой завтрак и шли через дорогу в парк чтобы на лавочке под пенье птиц наслаждаться каждым кусочком!!! ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ!!! Тут же можно взять с собой вкусный аранчини, канолле, собрать паста-салат и отведать разнообразнейшую кондитерку!

Пройдя вдоль улицы Умберто мы дошли до соборной площади и знаменитого Дуомо святой Агаты.

Впервые возведение храма было начато во второй половине 11 века. В античные времена на этом месте располагались Термы Акилиана (Terme Achilliane). Их остатки до сих пор можно увидеть под Соборной площадью. За время своего существования собор пережил и перестройки, и реконструкции, и восстановление с нуля из руин.

Внешний фасад церкви отделан мрамором. Также легко заметить, что здание обильно украшено множеством статуй святых, которые установлены с целью уберечь город от возможного извержения вулкана Этна.
Главный вход в собор украшен 32 деревянными панелями, на каждой из которых вырезана сцена из жизни или мученичества Агаты. Там же можно увидеть несколько гербов римских пап и некоторые христианские символы.

Справа напротив алтаря стоит гробница знаменитого композитора Катании 19 века Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). Она выполнена из мрамора и украшена бронзой. Дальше в глубине нефа расположилась величественная капелла Святой Агаты. Ее украшают фрески 18 века. Над алтарем размещен барельеф, изображающий, святую Агату, коронуемую венцом славы. Ее окружают святые Петр и Павел, а также евангелисты Лука, Матвей, Иоанн и Марк. Здесь же по левой стороне можно увидеть маленькую золотую дверцу. Она ведет в крипту, расположенную под землей. Там хранится скульптура бюста Агаты и ее мощи. Главный алтарь расположен в средней апсиде, единственной сохранившейся от изначальной постройки. Его окружают деревянные хоры. В левом нефе расположены четыре капеллы, посвященные святому Распятию, Антонию Великому и Георгию Змееборцу. В них находятся саркофаги епископов Катании. Также непосредственно в храме покоятся и останки некоторых сицилийских монархов. Например, Констанции Арагонской, Фридриха III, Джованни ди Рандаццо (Giovanni di Randazzo) и даже Людовика Сицилийского. Констанция была захоронена вместе со своей роскошной тиарой. Но впоследствии ее изъяли из могилы и хранят отдельно в ризнице храма. Рядом с коронованными особами покоятся и останки кардинала Дусмета. #Италиядляменя #Италия

Легенда про святую Агату: Давным-давно в небольшом городе на острове Сицилия родилась маленькая девочка, которую нарекли Агатой. Ее семья была одной из первых принявших христианство, и поэтому с самого детства девочка росла очень религиозной и последствии даже решила посвятить всю свою дальнейшую жизнь Спасителю.

К несчастью для себя во время начавшихся гонений за христианами, Агата была схвачена в числе первых. В то время городом правил проконсул Квинтиан (Lucius Tiberius Claudius Aurellius Quintianus Pompeianus). Придя посмотреть на представителей новой религии, которых должны были казнить, он был покорен красотой девушки и решил помиловать ее в обмен на постельные утехи. Однако юная христианка не сдалась под грубым напором страсти, и была на целый месяц помещена в дом блудниц.
Но вера Агаты была так сильна, что дух ее не сломился, а лишь окреп. И на повторные притязания консула она также ответила отказом. За это девушку сослали в темницу и подвергали ужасным пыткам. В ходе одной из них ей даже отсекли одну грудь.

Дальше версии легенд расходятся. По одной из них Агата была сожжена на главной площади. А вот другая говорит о том, что после последней пытки к ней явился святой Петр и исцелил. Мучитель Квинтиан был настолько поражен случившимся, что приказал пытать несчастную пиками и горящими углями прямо перед ним. Таких мук стойкая девушка не смогла вынести, даже с поддержкой святых покровителей. Она героически погибла, не отрекшись от своей веры 5 февраля 251 года.
Весть об ужасной смерти быстро распространилась по всей Сицилии. И великомученица стала почитаемым символом в борьбе жителей острова с римскими оккупантами. Но как говориться ничто не остается безнаказанным. И те, кто приложил руку к пыткам на святой Агатой, вскоре погибли во время землетрясения. После этого началось сильнейшее извержение вулкана. Лава уже почти дошла до города, когда жители, взяв с собой покрывало с гробницы святой, пошли ей на встречу. Перед самым раскаленным потоком, покрывало окрасилось в ярко красный цвет и после этого движение лавы остановилось. Произошедшее произвело на всех такое сильное впечатление, что святую великомученицу Агату провозгласили покровительницей Катании.

Сицилия это остров легенд, приданий, мифов и сказок - и это не удивительно - за всю свою сложную историю каждая культура привносила свои обычаи и традиции а вместе с этим и фольклер, который с веками обретал новые очертания и нюансы.

Как бы там не было - не любить Сицилию невозможно - ведь она такая разная и каждый в ней может найти частичку себя старого и обрести частичку себя нового.....

Но этой ноте мы попрощаемся до следующей части в которой будет продолжение про Катанию и новые города/пляжи/заведения - наша программа хоть плавно подходит к завершению - но еще не заканчивается)

Продолжение следует....

Кальтаджироне (Caltagirone) - по праву считается керамической столицей . Он живописно расположен на трех холмах на юго-западе провинции . Средневековый город Кальтажироне был разрушен землетрясением в 1693 году. Город был вновь отстроен в популярном тогда стиле барокко. В Кальтажироне до сих пор сохранилось свыше 80 керамических мастерских, причем некоторые из них можно посетить. Знаменитую местную керамику можно купить в бесчисленных сувенирных лавках города.

Покровителем города считается святой Иаков Зеведеев. В честь него ежегодно проводится праздник 25 июля.

Caltagirone входит в список достопримечательностей вместе с другими городами долины Ното, отстроенными в стиле позднего барокко.


Достопримечательности Кальтаджироне

Среди достопримечательностей Caltagirone стоит выделить великолепный кафедральный собор св. Джулиана 18-го века и Palazzo Capitaniale Corte (16 век), расположенные на Piazza Umberto I. Палаццо было построено Жаном Домиником Гаджини. Это одноэтажное здание с дорическими пилястрами. По улицы Via Duoma можно дойти до Piazza del Municipio, где находится барочное здание мэрии и современная галерея Л. Струцо, названная в честь основателя христианской демократической партии. Примерно в 300 м вдоль Corso Vittorio Emanuele будет еще одна церковь San Giacomo - первоначально норманлский храм, который заменили трехнефной базиликой после землетрясения в 1693 году. В городском музее - Museo Civico - расположенном в здании бывшей бурбонской тюрьмы, можно поближе познакомиться с историей города.


Церковь Сан Франческо ди Паола

Пройдя по мосту, украшенного керамической плиткой, вы попадете к церкви Chiesa di San Francesco di Paola . Она расположена у входа в городской парк, где находится интересный Музей Керамики.

Ризница церкви выполнена в Готическом стиле, она датируется периодом до землетрясения 1693 года.

Керамическая лестница Scala и церковь Санта Мария дель Монте

Главной достопримечательностью Кальтаджироне является знаменитая лестница - Scala, ведущая от Piazza del Municipio к Верхнему горолу. Лестница была спроектирована в 1608 году Джузеппе Джиакалоне. 142 керамеческие ступени украшены каждая своим рисунком, созданным от руки. Для декора используются стили и числа на основе тысячелетней традиции местных горшечников. Ступени лестницы ведут к церкви Санта Мария дель Монте, откуда открывается потрясающий панорамный вид на весь город.

Церковь Санта Мария дель Монте (Chiesa Santa Maria del Monte) также была перестроена после землетрясения 1693 года. ВНутри нее можно полюбоваться картиной Madonna di Conadomini (13 век). По случаю особых мероприятий лестницу Скала украшают цветами, создавая красивые орнаменты, видные издалека. В день св. покровителя города - св. Иакова (25 июля), на лестнице выставляют свечи разных цветов, создавая художественный рисунок, видный за десятки метров.

Кафедральный собор Св. Джулиана

Кафедральный собор св. Джулиана - Basilica Cattedrale di San Giuliano - был построен в нормандский период. Фасад храма был переделан в стиле ар-нуво в начале двадцатого века по проекту Саверио Гулли.

Храм, сильпо пострадавший от землетрясения 1542 года, датируется на самом деле 1282 годов, серединой Арагонского периода. Об этом свидетельствует дата на притолоке над входом, где упомянут также архитектор собора - Magister Gofredus. Собор подвергался реконструкциям после землетрясений 1542 и 1693 гг.

12 сентября 1816 года папа Пий VII издал папскю буллу, по которой создавалась диосеза Кальтаджироне. а церковь Сан Джулиано получила статус кафедрального собора.

Церковь Франческо д’Ассизи

Церковь св. Франциска Ассизского (Chiesa di San Francesco d’Assisi) построена в 1236. После разрушительного землетрясения 1693 ее переделали в популярном тогда стиле барокко. У фасада храма сделаны два заказа с морскими символами и статуей Безупречного. Купол церкви так и остался незакончен.

Chiesa di Gesù

Церковь Гезу датируется 1570 годом. У фасада храма расположено восемь статуй, изображающих святых и Мадонну с мледенцем. В интерьере церкви, построенной с единственным нефом, можно полюбоваться пьетой работы Филиппо Паладино (1607) и полотном «Рождество Христа» Полидоро да Караваджо.

Музеи Кальтджироне:

Musei Civici «Luigi Sturzo»

  • Via Taranto, 14 95041 Caltagirone

Ospedale delle Donne - MACC Museo d’Arte Contemporanea Caltagirone

  • Коллекция современного искусства
  • Адрес: Via Luigi Sturzo
  • Время работы: пн - сб 9:30 - 13:30, вск 9:30 - 12:30. вт, пт, сб и вск - 15:30 - 18:30. Среда - закрыто.
  • Вход: бесплатно

Villa Patti - Музей исторических вилл Сицилии и Кальтаджироне

  • Адрес: Via Santa Maria di Gesù Te.

Museo civico al Carcere Borbonico - Исторический музей в Бурбонской тюрьме

  • Адрес: Via Roma, 10
  • Тел. 0933 31590 - Fax 0933 41816
  • Время работы:: вт - сб: 9.30 - 13.30, вск 9:30 - 12:30. Вторник, пт, сб и вск 16:00 - 19:0. Понедельник: закрыто
  • Вход: бесплатно

Palazzo Reburdone - Palazzo Ceramico - Museo della ceramica Contemporanea

  • Музей современной керамики
  • Адрес: Palazzo Reburdone, уподножия лестницы Scala Santa Maria del Monte

Museo Internazionale «L. Colaleo»

  • Адрес: Largo S. Luigi, 2
  • Тел. 0933 53754 - Факс 0933 41816
  • Время работы: понедельник-суббота: 9.30-13,00; С 15:30 до 18:30 Воскресенье: 9.30- 12:30 с 15:30 до 18:30 Четверг: закрыто
  • Вход: Бесплатный

Карта Кальтаджироне:

Кальтаджироне – небольшой городок на Сицилии в провинции Катания в 70 км от города Катания. Согласно переписи населения 2004 года, в нем проживало около 40 тысяч человек. Кальтаджироне – это один из восьми городов региона Валь ди Ното, внесенных в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО за их неповторимую архитектуру в стиле «сицилийского барокко».

Название города происходит от арабского слова «каль’ат – аль - гиран», что означает «Холм Ваз». Он был населен людьми еще в доисторическую эпоху, о чем свидетельствуют два некрополя, датированные вторым тысячелетием до н.э., и многочисленные археологические находки. Арабы же построили в Кальтаджироне замок, который в 1030 году атаковали лигурийские войска под предводительством византийского полководца Георгия Маниака. В годы господства норманнов и династии Гогенштауфенов на Сицилии город процветал, став признанным центром по производству керамики.

Среди интересных достопримечательностей Кальтаджироне стоит отметить Музей Глиняной посуды, созданный в 1965 году, где собрана коллекция древней и современной глиняной и керамической посуды, относящейся, в том числе, к эпохе Древней Греции. Не менее интересны и религиозные строения Кальтаджироне, например норманнская церковь Святого Джулиана, над фасадом которой работал Саверио Гулли. Барочная церковь Сан Франческо ди Паоло примечательна своей ризницей, построенной в готическом стиле еще до землетрясения 1693 года, уничтожившего город. Храм Новых Капуцинов был возведен из камня в 12 веке, а церковь Сан Франческо д’Ассизи – в 1236 году. Последняя была восстановлена в стиле барокко. Ее фасад украшен морскими символами. Наконец, церковь Джезу конца 16 века выделяется восемью статуями святых и Мадонны, установленными на фасаде, а внутри можно увидеть полотно Филиппо Паладино «Пьета» и картину Полидора да Караваджо «Рождество Христово». Другим значительным строением города является Палаццо Сенатрио, построенное в 15 веке и служившее Городской Ратушей.

Но, пожалуй, главной достопримечательностью Кальтаджироне можно назвать величественную лестницу Санта Мария дель Монте с 142 ступенями, построенную в 1608 году. Каждая ступень украшена уникальной ручной керамикой с использованием разных стилей и чисел. В день покровителя города Святого Джеймса – 25 июля – лестницу освещают свечами, которые расположены особенным образом для воспроизведения рисунка размером в несколько десятков метров.

Поскольку Кальтаджироне всегда славился своей глиняной посудой, майоликой и терракотой, здесь и сегодня можно купить различные изысканные сувениры из этих материалов. Кроме того, в окрестностях города выращивают виноград, оливки и вкуснейшие персики.

Дорогие друзья! Следующий колокольный маршрут, о котором я хочу рассказать — это яркий и незабываемый сицилийский город Кальтаджироне (Caltagirone), предметом гордости местных жителей которого служит керамическое ремесло.

В первой части я расскажу о Региональном музее керамики, а во второй мы заглянем в некоторые керамические магазинчики и поднимемся по знаменитой лестнице, ведущей к церкви Санта-Мария дель Монте.

Планируя поездку еще дома, мы не могли найти способ, как обернуться в Кальтаджироне из Летояни (рядом с Таорминой) за один день без машины или ночевки в гостинице, притом, что Кальтаджироне находится не так уж далеко. Туристические форумы сообщали о тех же трудностях. В Таормине мимоходом заглянули с вопросом в первую попавшуюся турфирму. Что тут началось! На поиски были брошены все силы:). Искали долго. В итоге нам предложили доехать сначала на поезде до Катаньи, затем пересесть на автобус до Кальтаджироне. Автобус шел поздновато, поэтому решили ранним утром захватить еще немного и Катаньи:). Дальше действовать по обстоятельствам.

В Катанью прибыли на несколько часов раньше, чем должен отправляться автобус в Кальтаджироне. На всякий случай отправились на станцию уточнить расписание. И тут… я не поверила своим глазам… На площади уже стоял автобус с табличкой «Caltagirone»! Радостный водитель с улыбкой Челентано (помните фильм «Безумно влюбленный»?:) пригласил в салон, как будто автобус подан специально для нас:)

И вот мы мчимся по сицилийским просторам, любуясь залитыми солнцем полями и бесконечными рядами лимонных деревьев. Наконец на высоком холме показался город. Мы доехали до конечной станции, чтобы справиться об обратной дороге. Все отлично! Есть подходящие и автобусы, и поезда.

Музей решили посетить в первую очередь, так как приближалась сиеста, а мы так и не выяснили, есть перерыв или нет. В связи с этим о покупке керамики именно в Кальтаджироне я особо не горевала, — мы видели ее почти во всех городах, где побывали.

Эта дорога приведет нас к музею керамики. Он будет слева после парка.

Керамические украшения в Кальтаджироне повсюду.

А вот и музей.

Нас встретили очень радушно, особенно, когда узнали, что мы из России. Оказывается, в 2005 году в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости проходила выставка «Диалог с керамикой» . На ней было представлено более 170 уникальных керамических изделий от античности до ХIХ столетия из коллекции Кальтаджиронского музея. Сотрудники подарили нам большой каталог, подготовленный к этой выставке, а у меня, к счастью, оказался с собой наш колокольчик «Колокольная галерея», который я подарила в ответ.

Музей керамики был открыт в 1965 году. В его залах собрано более 2500 экспонатов, раскрывающих многообразие сицилийской керамики с древних времен до наших дней, испытавшее на себе влияние многих культур — греческой, римской, византийской и мусульманской, которое, в последствии, привело к формированию неповторимого сицилийского стиля.

В музее семь залов — A, B, C, D, E, F, G. Из огромного количества фотографий для показа в этом рассказе я выбрала экспонаты, которые участвовали в Питерской выставке.

Экспозиция музея состоит из трех больших разделов:

Керамика древнего мира

Древние археологические находки, представляющие собой классические римские и ранние христианские керамические предметы, расположены в зале B.


Скифос (skyphos). 12 см. 550 до н.э.


Пелика (pelike). 13,7 см. 499 — 400 до н.э.

Керамика средневековья

В зале C находятся макеты некоторых средневековых печей для обжига керамических изделий.

Зал D представляет керамику X — XV вв.


Миска с петлеобразными ручками (catino poliansato). 17 см. Polizz XV в.


Чаша (scodella). 7,5 см. Палермо XII в.


Кувшин (brocca). 38 см. Восточная Сицилия XV в.


Чаша (ciotola), прото-майолика, Agrigento XIII в.

Керамика Кальтаджироне, изготовленная после XVI в.

Залы E и F представляют период с XVI до XVIII вв.

Особый интерес у меня вызвали керамические фигурки. Так хотелось, чтобы это были колокольчики. Но нет. Оказывается, это масляные лампы. Они заполнялись оливковым маслом, в которое помещался фитиль. В последствии такие лампы трансформировались в подсвечники.


Масляная лампа в форме женской фигуры. Кальтаджироне XVI в.
(Lucerna antropomorfa)

В зале А демонстрируется керамика Кальтаджироне XVIII — XIX вв.



Кальтаджироне 1865


Ваза (vaso oramentale) 63 см.
Кальтаджироне XIX в.

К середине XVIII в. сицилийская керамика начала обретать свой собственный стиль. Надеюсь, что на выставке «Колокольчики и народные промыслы » появится отдельная статья про нее.

Зал G представляет изделия сицилийских ремесленников. Здесь можно полюбоваться разнообразными предметами, с характерными для сицилийской керамики цветами и формами. Это вазы, банки, масляные лампы, плитки, сосуды с изображением ангелов, святых, гербов, женских профилей и т.д.


Сосуд (bombola) 34 см. Трапани. XVII в.

Сосуд (bombola) 24,5 см.
Кальтаджироне XVIII в.

Кувшин (versatoio) 20 см.
Кальтаджироне XVIII в.


Ваза для цветов в форме головы (vaso da fiori antropomorfo) 30,5 см.
Кальтаджироне 1772 г.

Среди экспонатов музея нельзя не заметить сосуды в форме человеческих голов. Их происхождение окутано легендами. Одна из них рассказывает, что такие головы выставлялись на всеобщее обозрение в случае, если арабский завоеватель поплатился головой за похищение сицилийской женщины.

В этом зале много керамических мини-скульптур, изображающих сцены из жизни простых людей. История их создания начинается с изготовления рождественских яслей (презепе). В конце 18 века в Кальтаджироне появилась традиция изготовления яслей из глины. Со временем эти композиции стали частью обстановки и предметами искусства. Созданием таких изделий прославилась семья Ваккаро Бонджованни.

В Катанию мы поехали в воскресенье. Почему? Признаюсь честно, испугалась я будней суеты в большом городе. Дорога туда заняла меньше часа времени. И мы, проскочив, как-то незаметно через город, на Via Teatro Greco попадаем на совершенно пустую парковку у какого-то дома, рядом с неизвестными развалинами. Когда мы вышли из машины и пригляделись повнимательнее к этим развалинам, оказалось, что мы в самом что ни на есть центре старого города у сохранившихся стен Одеона. Это здание времён античности, которое предназначалось для исполнения музыки и танца. Датируется примерно II веком.

Увидев людей, прогуливающихся по ту сторону забора по руинам Римского театра, мы, разумеется, поспешили в обход - к входу в музей. По дороге встретили красивую барочную церковь - Святого Франциска Иммаколата (Chiesa San Francesco e Immacolata). Она так же, как и большинство исторических зданий в Катании , была построена в 1693 году и позже реставрировалась после очередного землетрясения.


Пока мы шли по Via Teatro Greco к Римскому театру, я читала вслух для всей нашей компании путеводитель. История города поражает: сколько испытаний выпало на его долю! Пожары следовали за разрушительными землетрясениями, ровно тогда, когда город пытались отстроить заново. Семь раз Катания восстанавливалась после катастроф: город трижды был уничтожен извержениями вулкана и залит лавой и четырежды разрушен землетрясениями. Основными строительными материалами были чёрная лава и светлый известняк.

Ну вот, наконец, мы и дошли до входа в Римский театр (Teatro Antico) II века. Вход в археологическую зону организован со стороны Via Vittorio Emanuele. Масштаб сохранившихся сооружений просто поражает. А ведь театр гораздо старше всех городских зданий и вместе с ними переживал все потрясения, но выстоял до наших дней.


Театр в диаметре имел 102 метра и мог вместить более 7.000 зрителей. Прилегающий к театру Одеон (Odeon), который использовался для прослушивания музыки, вмещал около 1300 слушателей. Театр какое-то время даже использовался под жильё. Мы побывали в одном таком доме-музее, расположенном прямо на ступенях театра.


Затем наша компания прогулялась и к Одеону.


Вообще Археологическая зона Римского Театра стала для нас с Максимом одним из самых сильных впечатлений от Катании , да и не только. Этот театр вызвал бОльший интерес, чем Римский Колизей. Мы провели здесь около полутора часов. Но осмотр завершён, и пора двигаться дальше.

Теперь мы держали путь к центральной площади Катании - Piazza del Duomo.

На этой площади так много достопримечательностей! Главной из них, конечно же, является Кафедральный собор (Duomo). Он был возведён ещё в XI-XII веках на развалинах римских терм. Как и большинство строений города, Duomo был разрушен в 1693 году землетрясением, и позже восстановлен в барочном стиле. К сожалению, Собор был закрыт, и нам пришлось довольствоваться лишь осмотром его внешнего вида.



Дворец Киеричи

Мы повернули за фонтан Аменано, и нас оглушил резкий запах. Как мы догадались, здесь располагается рыбный рынок. Удивительное соседство - рядом Кафедральный Собор и рыночная площадь. Скорей на удачу, мы его застали уже не работающим, а то было бы не протолкнуться среди его посетителей.

Мы решили обсудить план наших дальнейших действий, и тут наши мнения разделились. Максим хотел посетить Замок Урсино, я дворец Бискари, а Катя - Театр Беллини. Так как замок оказался совсем в другом направлении от исторического центра, насыщенного достопримечательностями, то он первым выпал из списка.

Ближайшим был Дворец Бискари (Palazzo Biscari). Путеводители называют его самым впечатляющим в городе. Построен он был, как вы догадались, после землетрясения 1693 года. Мы хотели увидеть богатство и роскошь его дворцовых залов, а наткнулись лишь на закрытые ворота.

Пока мы стояли и изучали ворота и гадали, почему же тут закрыто, подъехал (видимо) служащий Дворца и сказал, что Дворец для осмотра будет открыт завтра. И вот тут, наконец, нас осенило - почему мы везде утыкаемся в закрытые двери: ведь сегодня воскресенье!

Остался только этот «украденный» кадр через приоткрытые на 2 минуты ворота

Поняв, что вряд ли нам светит ещё куда-нибудь попасть внутрь, мы просто пошли гулять по улицам Катании . Хотя был и плюс в воскресном дне - по городу мы гуляли практически одни.

Церковь Святого Плачидо (Chiesa San Placido) восемнадцатого века. Выполненная в классическом стиле сицилийского барокко, построенная из белого камня, она считается одной из самых красивых в Катании . Большинство городских свадеб проходят именно здесь.


Через арочку с фонариком мы выходим на Piazza Bellini Vincenzo. Перед нами Театр Винченцо Беллини (Teatro Massimo V.Bellini).

Тут мы присели в небольшую кафешку, специализирующуюся на мини-пиццах. Я, по началу, отнеслась несерьёзно к этому блюду. Да и пиццы стоили каких-то смешных денег, что не вызывало у меня доверия. Но других открытых заведений с едой не было по близости и в перспективе, а время обеда уже давно миновало. Повар делал эти маленькие пиццы совершенно по-взрослому, и они получились необыкновенно вкусными! Мы успели умять аж 7 штук. Сытые и довольные мы держали путь дальше. А эти мини-пиццы наши дети частенько теперь вспоминают, называя их самыми вкусными на Сицилии (ну после нашей местной ФонтанеБьянковской пиццерии).


В Катании мне понравились и светлые широкие проспекты, и узенькие красивые зелёные улочки…

Вот такое соседство:


На очень красивой улице Via Crociferi соседствуют сразу три Собора.

Мы обнаруживаем тут две потрясающе красивых и больших церкви. Они стоят так близко друг к другу, что одну без другой невозможно сфотографировать


В принципе осмотр города мы практически закончили, и уже несколько метров остаётся до парковки. Но наше любопытство берёт верх. И, несмотря на то, что следующая церковь скорей всего тоже закрыта по причине воскресенья, взрослые всё-таки решают до неё дойти. Туда мы отправляемся под стоны наших девчонок, а вот Егору уже всё равно - он наконец-таки уснул в коляске.

Церковь Святого Николая (Chiesa San Nicolo) и монастырь бенедиктинцев (Monastero dei Benedettini). Монахи этого ордена в своё время начали строительство монастыря на развалинах разрушенного всё тем же землетрясением 1693 года. Но работа так и осталась незавершённой. А ведь это должен был быть второй по величине в Европе монастырь. Я подошла вплотную к Собору и запрокинула голову вверх. Гигантские недостроенные колонны дают возможность представить, насколько грандиозное планировалось сооружение.

На территории монастыря имеется несколько больших внутренних двориков. Нам было очень жаль, что и тут мы попали в закрытые ворота.

Так, воскресная прогулка по Катании , с одной стороны имеет плюсы: отсутствие толп местных жителей и туристов, а с другой стороны, в качестве минуса - закрытые Соборы, монастыри, музеи и дворцы.

Мы вернулись к парковке, и уже практически начали рассаживаться в машину, как вдруг обе с Катей, не сговариваясь, стали умолять всех вернуться на центральную площадь. Мы как-то поспешно с неё ушли, не всё успели прочувствовать. Поддавшись на наши уговоры «всего 15 минуточек!», вся компания снова отправилась в тур по городу. Кстати, прямо в соседнем дворе с парковкой обнаружили археологическую зону с раскопками римских терм.

Последний взгляд на площадь Дуомо


Монастырь Святой Агаты


На прогулку по Катании мы потратили примерно 5-6 часов. Сколько времени надо на город, когда есть возможность всё посетить - дня два-три точно. Единодушно с Максимом пришли к выводу, что сюда стоит вернуться когда-нибудь ещё раз. Можно даже провести пару ночей в каком-нибудь отеле Старого города Катании

А вот этот пункт программы стал неожиданным даже для меня самой. Мало того, что я туда вовсе не собиралась, честно признаться, я и не слышала ничего о таком городе…

Как я описывала в начале своего рассказа, мы проживали на прекрасной частной Вилле в Фонтане Бьянке . Она вся была оформлена в традиционном средиземноморском стиле, то и дело на глаза попадались какие-нибудь колоритные мелочи. Так, например, на кухне мы узрели керамическую люстру, подписанную автором из города Кальтаджироне (Caltagirone).

Через несколько дней подобные керамические изделия нам попались в сувенирных магазинчиках Сиракуз. Тут мы с мужем признались друг другу, что нам такая тема симпатична… Там же в Сиракузах Катя прикупила себе путеводитель (вдобавок к нашим двум).

И вот однажды вечером, перечитывая её путеводитель, я вдруг натыкаюсь на короткую заметку о славном городе Кальтаджироне . Информации о городе было минимум: он является центром знаменитой сицилийской керамики в стиле майолика. Здесь продаются изделия ручной работы, которые изготавливаются тут же в местных керамических мастерских, а также находится Музей керамики. А ещё Кальтаджироне известен своей старинной архитектурой, в том числе лестницей со 142 ступенями. Каждая ступень по всей длине украшена своим индивидуальным рисунком керамики ручной работы.

Тут мы и поняли, откуда родом хозяйская люстра на кухне! Но этот город уже никак не входил в наши планы - ни по времени, ни по маршрутам. И мы упорно искали его изделия в других местах. Но вот все поездки подошли к концу, а, ни часов, ни люстр мы так и не купили…

В последний свободный автомобильный день детям был обещан лишь отдых и аквапарк. А вечером, накануне последнего автодня, совет старейшин (т.е. Максим. Катя и я), всё-таки приходит к выводу: надо ехать! За люстрами и часами (самой смешно, ведь мы вовсе не шопоголики). С утра детям объявили о своём решении, которое конечно не было встречено энтузиазмом.

Навигатор предлагал нам 116 км и путь длиной в 1 час 37 минут. Это никак в наши планы не входило. И мы решили срезать… Нееет, в результате мы ехали меньше километров, но гораздо дольше, дорогой, от которой не всем было хорошо. А самое страшное заключалось в том, что мы понимали, что въедем в город в сиесту. Да-да! В ту самую итальянскую сиесту, от которой нет спасения. И весь наш путь, увы и ах! окажется напрасным. Стрелки часов стремились к 12 и я гнала наш автомобиль, как только это было возможно на узкой однополосной дороге, но больше 50 км/ч мне редко удавалось разогнаться, то из-за самой дороги, то из-за участников движения. Один раз мы даже заблудились. Очень нелепо смотрелись мы в каких-то полях на нашем огромном автобусе…

И вот, всё-таки в 11.50, мы «влетаем» в Кальтаджироне . Куда ехать - толком не понятно. Где те самые ремесленные мастерские? Мы проезжаем в сторону исторического центра, и, как только я вижу первые же открытые магазины, я припарковываюсь. На поиски других парковок у нас физически нет времени.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...