Аварийная посадка самолета. Действия при ЧС на борту самолета: аварийном взлете, посадке, разгерметизации и пожаре При аварийной посадке надо принять

Согласно аналитическим исследованиям, современный самолет является самым комфортным, быстрым и, главное, безопасным видом транспорта. Но несмотря на подверженные факты, многие пассажиры боятся летать, ведь в художественных фильмах очень красочно показаны страшные катастрофы. Разумеется, и на воздушном транспорте может произойти техническая неполадка, вследствие которой будет произведена аварийная посадка самолета, ведь любой, даже самый современный авиалайнер, в первую очередь, является средством передвижения, то есть технической разработкой. Однако если проанализировать статистику катастроф, то станет понятно: при передвижении на автомобилях человек попадает в автокатастрофы намного чаще. А подборка аварийных посадок самолета в интернете поможет убедиться, что чаще всего опыт и профессионализм пилотов помогают безопасно посадить воздушный транспорт и избежать жертв.

Каждый пассажир воздушного транспорта должен в первую очередь понимать, что, попадая на борт самолета, от него требуется четко придерживаться инструкций и правил поведения, обязательно учитывать рекомендации и советы от экипажа. Именно эти люди будут контролировать полет и отвечать за его безопасность, и только они смогут прийти на помощь при аварийной ситуации, чтобы спасти жизнь всем находящимся на борту. Конечно, аварийные посадки пассажирских самолетов встречаются нечасто, но, если все же такая ситуация сложится, весь экипаж должен оставаться хладнокровным, чтобы не допустить паники и найти в себе силы улыбаться пассажирам, чтобы унять их беспокойство. Поэтому всем путешественникам нужно в первую очередь уважать нелегкий труд экипажа самолета и всегда прислушиваться к их советам.

Перед взлетом воздушного транспорта пассажиры обязаны выполнить следующее:

  • отключить все мобильные устройства. По мнению специалистов, работающий смартфон постоянно принимает и отправляет сигналы на высокой частоте, что и приводит к сбою работы навигационных приборов, а также создает помехи на волне, которая используется диспетчерской службой и пилотами;
  • каждый пассажир должен поставить спинку собственного кресла в вертикальное положение. Если спинка останется опущенной, то при аварийной ситуации проход пассажира, сидящего позади будет заблокирован, и он не сможет покинуть своего места;
  • ремни безопасности должны быть пристегнуты, откидной столик нужно собрать;
  • рекомендуется не закрывать шторами иллюминатор;
  • использовать систему развлечений, предусмотренную в самолете во время взлета и посадки воздушного транспорта, не разрешается. Если пассажир будет в наушниках, то он может не услышать важное сообщение, которое передаст для всех пассажиров пилот.

Меры безопасности при возникновении аварийной ситуации

С основными правилами мы разобрались, теперь следует выяснить, как обезопасить себя при аварийной посадке самолета? Следует отметить, что предугадать возникновение аварии такого рода просто невозможно, поэтому при посадке воздушного транспорта нужно принять некоторые меры предосторожности, которые могут спасти жизнь. Итак, при таком событии, которую чаще всего объявляет капитан воздушного транспорта, нужно сделать следующее:

  1. Из карманов своей одежды вынуть все колющиеся и режущие предметы. Взрослые должны проконтролировать, чтобы такие предметы не оставались в одежде маленьких пассажиров.
  2. Ремень безопасности должен быть правильно пристегнут, пассажир принимает безопасное положение – нагнувшись, необходимо обхватить колени и как можно ниже пригнуть голову.
  3. Рекомендуется надеть кислородную маску, убедиться, что она надежно зафиксирована.
  4. Если поступит сообщение от экипажа самолета, что аварийная посадка осуществляется на воду, как можно быстрее нужно надеть спасательный жилет.
  5. После приземления воздушного транспорта пассажиры по очереди должны подойти к люку для аварийного выхода, повернуть ручку и подняв крышку, открыть его.
  6. Рядом с аварийным люком находится спасательный канат. Конец каната необходимо выбросить за борт.
  7. Перед выходом нужно снять обувь, носки и чулки, после чего пассажиры должны в люк высунуть ноги и постепенно передвигаться наружу.
  8. После того как матерчатый желоб будет растянут, нужно по очереди садиться на надувной трап и без паники съезжать вниз. При спуске нельзя держаться рукой за окантованный край трапа.

В первую очередь при аварийной посадке самолёта необходимо эвакуируют женщин и детей, а также пассажиров с ограниченными возможностями.

Учитывая дополнительные советы, которые предоставили специалисты, можно обезопасить себя и рядом сидящих пассажиров:

  • после аварийного приземления следует оценить сложившуюся ситуацию. Если вы заметите, что экипаж продолжает управлять авиалайнером ни в коем случае нельзя вставать со своего места и отстегивать ремни безопасности. Нужно дождаться сообщения от бортпроводников, находясь при этом в кресле;
  • если при посадке произошло повреждение корпуса, следует как можно быстрее пройти к месту, предназначенному для экстренной эвакуации, не беря при этом никаких вещей, какой бы ценностью они ни обладали. Иногда в такой ситуации играет значение каждая секунда, поэтому нужно точно расставить собственные приоритеты - в первую очередь спасение своей жизни, а уж после - сохранность своих вещей;
  • встав со своего места, нужно как можно ниже пригнуться и в таком положении продвигаться к аварийному выходу. Если внутри салона бушует пламя, следует ориентироваться по лампочкам на полу или при передвижении к месту эвакуации считать ряды.

Как повысить свои шансы на выживание в случае аварийной посадки самолета

При авариях самолетов и вертолетов существует несколько основных типов аварийных ситуаций и поэтому каждый пассажир в целях личной безопасности обязан очень внимательно ознакомиться с памяткой о правилах поведения на борту воздушного судна и спасения в случае аварии при взлете или посадке.

Кроме того, он должен прослушать инструкции стюардессы о пользовании кислородными масками и местонахождении запасных выходов из воздушного судна данной конструкции.

Большинство авиапассажиров во время аварии, вместо того чтобы воспользоваться запасными аварийными выходами, впадают в панику и устраивают давку у основных входов-выходов. Если необходимо покинуть самолет по надувному трапу или с крыла самолета, то для увеличения скорости выхода нужно прыгать на трап или на землю, а не пытаться сесть и соскользнуть вниз.

Прыжок сэкономит вам до полминуты времени, что весьма важно при возгорании воздушного судна или угрозы взрыва. Травмы и степень их тяжести при неудачных взлете или посадке зависят от силы удара. Особенно сильные травмы пассажиры получают при непристегнутых ремнях безопасности. В этом случае даже "условно мягкая посадка" повлечет за собой переломы, ушибы, вывихи и ранения, так как человека выбросит из кресла в салон.

Аварийные ситуации в салоне

Декомпрессия

Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает.

Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья.

Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба!
Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным.

Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке.

В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки.

При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасным выходам, соблюдая установленную очередность (дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные). При пожаре внутри салона воздушного судна, направляясь к основному или запасным выходам, необходимо соблюдать следующие правила:

ни в коем случае не открывайте запасные люки выхода из воздушного судна там, где есть огонь и дым - это только усилит пожар и задымленность салона самолета;
не берите с собой ручную кладь - это усложнит ваше положение и приведет к потере драгоценного времени; постарайтесь не дышать ядовитым дымом (часто желтого цвета из-за горящего пластика), закрывайте рот и нос носовым платком или частью одежды.
В задымленном салоне самолета лучше пробираться к выходу ползком или на четвереньках, так как внизу дыма меньше. Помните: дым опаснее, чем огонь! защищайте свою кожу от ожогов, закутавшись в одежду и надев шапку, берегите от ожогов глаза, лицо и руки; не стойте у выхода в длинной очереди - есть другие аварийные выходы;
если проход завален, то перебирайтесь через кресла, опуская их спинки;

Самое главное - соблюдать все предписанные правилами полета инструкции и самим не становиться причиной пожара.

Авария при взлете

Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых.

Вынужденная посадка

При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.

согнуться и плотно сцепить руки под коленями;
голову положить на колени или наклонить как можно ниже;
ноги упереть в пол, выдвинув их как можно дальше (но не под впереди стоящее кресло!);
в момент удара надо приготовиться к сильным перегрузкам, которые могут иметь разное направление (и вниз, и вверх), поэтому необходимо максимально напрячься, как говорят спортсмены, - сгруппироваться.

Экипаж воздушного судна обязан:

немедленно эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа в безопасное место;
взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства;
оказать первую необходимую медицинскую помощь пассажирам и членам экипажа;
подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о катастрофе; определить свое местонахождение;
подготовить к использованию сигнальные визуальные средства (сигнальное зеркало, костры, сигнальные знаки);
подготовить площадку для посадки спасательного вертолета.

Всеми перечисленными выше работами должен руководить командир воздушного судна или, при его ранении, гибели, один из членов экипажа. После оценки обстановки командир воздушного судна или человек, его замещающий, принимает соответствующие решения. Он распределяет обязанности между членами экипажа и наиболее активными, не поддавшимися панике и упадническим настроениям, пассажирами.

Их задача - организация временного лагеря, укрытия от неблагоприятных погодных условий, разведения костра и приготовления пищи. Наиболее целесообразно оставаться всем на месте катастрофы или вынужденной посадки, что естественно, облегчает поиск и позволяет сохранить силы и здоровье людей до прибытия спасательной группы. Такое решение обосновано при следующих обстоятельствах:

когда сигнал бедствия передан экипажем в воздухе или сразу же после приземления;
если место приземления точно не определено; если местность незнакомая и труднопроходимая (горы, тайга, глубокий снег и т. п.);
когда направление на ближайший населенный пункт неизвестно;
если большая часть экипажа или пассажиры ранены и самостоятельно передвигаться не могут.

При принятии решения остаться на месте вынужденной посадки командир воздушного судна или член экипажа, его замещающий, в первую очередь:

устанавливает круглосуточное дежурство за воздухом и окружающей местностью с целью обнаружения спасательных групп и своевременной подачи им сигнала;
организует уход за больными и ранеными;
берет на учет все имеющееся имущество и продукты питания и устанавливает нормы их расходования;
организует строительство укрытий от неблагоприятных погодных условий;
организует поиск воды и добычу пищи, используя местные возможности (сбор ягод, грибов, съедобных растений, рыбалку и охоту);
проводит профилактику возможных заболеваний, связанных с отравлениями и различными заболеваниями.

Решение об уходе с места вынужденного приземления принимается:

если точно известно место аварийной посадки и расстояние до ближайшего населенного пункта невелико;
если состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяет преодолеть это расстояние за светлое время суток;
в случае непосредственной угрозы жизни (наводнение, пожар, извержение вулкана, разлом ледяного поля и т. п.);
если воздушное судно и люди не могут быть обнаружены с воздуха спасательным вертолетом или самолетом из-за густой растительности;
если в течение трех суток нет связи и помощи.

При принятии решения об уходе с места вынужденной посадки командир или член экипажа, его замещающий, должен:

распределить обязанности;
распределить между участниками движения воду и продукты и установить суточные нормы их расхода;
определить и по возможности, подробно разработать маршрут движения, нанести его на карту и определить ориентировочное время передвижения по этапам;
подготовить необходимое снаряжение, имущество и медикаменты, которые обеспечат автономное передвижение по безлюдной местности;
подготовить средства сигнализации и связи для возможности использования их в любой момент во время передвижения; подготовить пострадавших к транспортировке или самостоятельному передвижению;
на месте аварии или вынужденной посадки воздушного судна оставить записку с подробным перечнем всех членов экипажа и пассажиров, указать обстоятельства аварии (вынужденной посадки), состояние здоровья всех членов экипажа и пассажиров, направление движения, время ухода, выложить стрелу из камней или срубленных деревьев, сделать зарубки на деревьях и т. п. в направлении ухода группы.

Вынужденная посадка на воду

Вынужденная посадка самолета на воду случается достаточно редко, но часто заканчивается серьезными травмами, гибелью пассажиров и экипажа. Следует помнить, что самолет может приводниться достаточно неожиданно и порой так плавно и незаметно для пассажиров, что они это примут за обычную посадку в аэропорту. Но может случиться, что во время приводнения при ударе о воду самолет развалится на части и быстро затонет. При этом:

спасательных жилетов и надувных плотов в самолете нет;
средства спасения находятся в одном месте и вы за то время, что самолет на плаву, до них не сможете добраться;
возникла паника и до спасательных жилетов невозможно добраться; вода за бортом ледяная;
на море шторм, и волны достигают нескольких метров высотой;
аварийная посадка произошла далеко от берега в открытом море;
топливо, разлившееся из баков самолета на воду, загорелось.

Кроме этого, следует помнить, что хотя самолеты и имеют некоторую плавучесть, но все зависит от того, какого типа самолет. Если двигатели расположены на крыльях - самолет будет находиться в горизонтальном положении, если же двигатели расположены в хвосте самолета, то он будет плавать хвостовой частью вниз. Прежде чем затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. Но если у него поврежден фюзеляж, то это время окажется намного меньше.

Действия экипажа

Спустить на воду все имеющиеся спасательные плоты (надуваются при сбрасывании автоматически, зимой это происходит за 3 минуты, летом за 1 минуту).
Если плоты не надулись автоматически, то сильным рывком дергают фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.
Если время позволяет - захватить на плот теплые вещи, а также дополнительный запас продуктов и воды вне зависимости от наличия на борту спасательного плота аварийного запаса.
Убедиться, что на борту самолета никого не осталось.
Командование пассажирами на спасательных плотах принимает на себя командир воздушного судна, а в случае его гибели - старший по званию.
По окончании посадки в спасательные плоты немедленно отойти от места погружения самолета (вертолета) на безопасное расстояние, используя для этого весла и другие подручные предметы. Затем расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа по ветру и не даст плоту далеко уйти от места аварии, что способствует более быстрому его поиску спасателями. Кроме того, на месте аварии долгое время сохраняется маслянистое пятно, которое также облегчает поиск.
Если плотов несколько, их необходимо связать вместе веревкой на расстоянии 10-15 м друг от друга.
Организовать поиск людей, которые еще могут остаться в воде и принять меры к их подъему на плот.
Организовать сбор всех предметов, оказавшихся в воде, так как они могут пригодиться в дальнейшем.
При наличии радиостанции немедленно передайте сигнал бедствия и включите ее в режим маяка (инструкции по применению аварийной радиостанции нанесены на ее корпусе, и специальных навыков по ее использованию не требуется).

"Энциклопедия выживания" Черныш И. В.

| План проведения занятий на учебный год | Авиационный транспорт

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 16
Авиационный транспорт




Современные самолёты надёжны, и полёт на них почти всегда безопасен. Однако пока нет совсем безопасных механизмов, машин. Самолёт - очень сложная машина, да и погода во время полёта бывает не всегда тихая и солнечная. К сожалению, каждый год в авиакатастрофах в мире погибает в среднем 3000 человек.

В полёте самолёт всегда автономен, его безопасность обеспечивается работой десятков людей на Земле: техников, связистов, диспетчеров. Но как бы он ни был совершенен, любой полёт на нём всегда зависит от внешних условий. Сильный ветер, плохая видимость, снег и дождь влияют на безопасность полёта, создавая иногда ситуации, для преодоления которых от экипажа и наземных служб требуется много умения, упорства, а иногда и мужества.

Пассажир также должен соблюдать правила, от выполнения которых зависит безопасность полёта.

Как вести себя в салоне самолёта:

Перед взлётом и посадкой занять своё место и не ходить по салону;
на полке, расположенной над креслами, размещать только негромоздкие вещи (пальто, плащ, куртку);
внимательно выслушивать информацию стюардессы о правилах поведения и средствах безопасности на борту судна;
во время полёта изучить правила применения средств безопасности;
следить, чтобы при взлёте и посадке ремень безопасности был плотно натянут у бёдер;
при опасных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять все указания экипажа.

В катастрофических ситуациях на самолётах обычно проявляются два опасных типа поведения пассажиров - паника и апатия. Второе, как ни странно, встречается чаще. Следует учитывать это и никогда не прекращать борьбу за свою жизнь.

Рассмотрим некоторые опасные ситуации, возможные во время полёта, и вместе подумаем, как из них выйти.

При аварии на самолёте запас времени для действий очень мал, поэтому страх, паника только увеличат опасность, сократят это время. Необходимо действовать разумно: от этого зависит ваше спасение.

Если авария происходит при взлёте, посадке или на большой высоте, пилоты постараются прервать полёт и посадить самолёт, однако аварийная посадка в этом случае не будет мягкой.

При аварийной посадке надо принять безопасное положение: тело согнуто, голова наклонена как можно ниже, руки прикрывают голову, ноги упираются в спинку переднего сиденья. Убрать от себя громоздкие, тяжёлые и другие опасные предметы, способные нанести ранения. Постараться надеть на себя верхнюю одежду.

После аварийной посадки необходимо не паниковать, выполнять все команды экипажа самолёта, помогать тем, кто ранен или находится в беспомощном состоянии. Покинуть самолёт можно только через аварийные выходы. После выхода из самолёта нужно отойти от него на безопасное расстояние, так как возможен его взрыв. Действия должны быть чёткими, осознанными, быстрыми, ведь от этого зависит здоровье и жизнь.

При разгерметизации самолёта во время полёта у пассажира есть только несколько секунд, чтобы надеть кислородную маску, которая находится в спинке переднего сиденья или над головой.

При пожаре в самолёте надо выполнять все команды экипажа. После приземления самое главное - как можно быстрее покинуть самолёт, а для этого нужно направиться к ближайшему аварийному выходу. Пробираться к выходу следует на четвереньках, пригнувшись как можно ниже, так как внизу дыма меньше (опасен не столько огонь, сколько дым). Закрыть рот шарфом или платком (если возможно, мокрым). Не брать с собой ручную кладь, проявлять решительность и дисциплинированность.

При аварийной посадке самолёта на воду нужно надеть спасательный жилет, но надуть его лишь слегка, чтобы он не мешал при выходе.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Если вам приходилось летать на самолётах, расскажите о своих впечатлениях.
2. Расскажите о правилах безопасности на авиационном транспорте.
3. Вспомните и расскажите о каком-либо фильме или книге, где показана (описана) аварийная ситуация на воздушном транспорте.

ЗАДАЧА 25. Во время полёта в самолёте возникли неполадки, в результате которых предстоит аварийная посадка. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.
1. Не паниковать, выслушать информацию экипажа.
2. Сгруппироваться перед посадкой, закрыть голову руками и наклониться вперёд.
3. Одеться.
4. Отправиться к экипажу выяснять ситуацию.
5. Пристегнуться ремнём безопасности.
6. Подготовить свои вещи к эвакуации.

Брифинг для бортпроводников

СБ информирует всех бортпроводников о сложившейся ситуации.

В случае, если имеется достаточно времени, то брифинг может быть проведен в передней части самолета.

Для проведения подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке необходимо

полное освещение.

Информация для пассажиров

Командир корабля информирует пассажиров о ситуации, возникшей на борту. Если это поручается СБ, он может использовать установленные тексты информаций для пассажиров.

Подготовка рабочих зон.

Убрать все незакрепленные предметы, включая газеты и журналы (сложить в пакет).

Закрыть и запереть туалеты, убрать видеомониторы, снять детские люльки.

Закрепить оборудование кухонь (емкости, тележки, и т.д.).

Отключить все электрооборудование, вытащить предохранители.

Запереть все отсеки и гардеробы.

Открыть и закрепить шторы, сорвать их, если возможно.

Освободить пути эвакуации от любых предметов (ручная кладь и т.д.).

Двери и трапы

Селекторы дверей должны находиться в положении “ARMED”

Пассажиры-помощники

При выборе пассажиров-помощников отдается предпочтение членам экипажей любых авиакомпаний, которые следуют пассажирами, а также другим работникам авиакомпаний.

Пассажиры-помощники должны сидеть на местах у аварийных выходов, на свободных местах бортпроводников, а также рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, несопровождаемые дети).

Пересаживая пассажиров-помощников, необходимо убедить других пассажиров уступить им свои места.

Информация по подготовке пассажиров

СБ зачитывает по пунктам инструкции этапы подготовки к аварийной посадке согласно тексту аварийных информаций. Если времени для подготовки мало, то СБ выбирает только те пункты, выполнение которых необходимо в данной конкретной аварийной ситуации.

Бортпроводники выполняют сами и проверяют выполнение пассажирами указаний СБ, последовательно передавая сигнал о выполнении каждого этапа подготовки:

Поставить спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики,

подножки и индивидуальные видеомониторы, чтобы: освободить пути эвакуации,

принять позу безопасности, избежать травм при посадке.

Снять галстуки, расстегнуть воротники во избежание затруднения дыхания.

Верхняя одежда. Надеть в соответствии с внешними условиями.

Колющие и режущие предметы, очки, зубные протезы необходимо снять и поместить в ручную кладь. Если времени мало, то эти предметы можно поместить между сидений кресел. Размещение этих предметов в карманах впередистоящих кресел запрещено.

Ручная кладь должна быть размещена под сидениями впередистоящих кресел.

Легкие предметы размещаются на багажных полках (в виде исключения, могут быть

использованы туалетные комнаты). В случае проведения эвакуации ручная кладь

должна быть оставлена на борту самолета. Снять обувь, поместить ее на полку или под впередистоящее кресло, чтобы не повредить надувные трапы и плоты.

Продемонстрировать аварийные выходы.

Аварийное освещение.

Бортпроводники должны продемонстрировать световую дорожку (если имеется) и

световые табло выходов.

Аварийная посадка.

Необходимо объяснить использование трапов и выходов на крыло.

Посадка на воду.

Перед посадкой на воду должны быть надеты спасательные жилеты. Жилеты надувают: непосредственно перед покиданием самолета через дверь или после покидания самолета через аварийный люк (преждевременно надутый жилет помешает принятию безопасной позы, эвакуации и может быть поврежден при эвакуации).

Спасательные жилеты для маленьких детей должны быть надуты сопровождающим лицом сразу после остановки самолета. Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Безопасная поза .

Пассажирам нужно объяснить смысл команды «SAFETY POSITION» и что она может прозвучать незадолго до посадки. Необходимо продемонстрировать пассажирам безопасную позу: в то время, когда СБ объясняет, как принять безопасную позу, бортпроводники, сидя на спинке кресла первого ряда в своей зоне, демонстрируют ее. В салонах первого и бизнес классов безопасная поза демонстрируется бортпроводниками стоя в проходах. Безопасную позу для младенца индивидуально объясняют сопровождающему лицу.

Предупредить пассажиров, что при посадке следует ожидать нескольких сильных

толчков, и им следует оставаться на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности до остановки самолета.

Объяснить начало эвакуации: по команде бортпроводников нужно отстегнуть ремни и

быстрее бежать к ближайшему выходу.

Привязной ремень .

После демонстрации привязного ремня и тренировки его использования,

потребовать, чтобы пассажиры туго застегнули свои привязные ремни на уровне бедер

(Преждевременно застегнутый ремень затруднит подготовку пассажира).

Инструкция по безопасности для пассажиров.

Пассажиры-помощники.

В инструктаж пассажира-помощника входит: открытие выходов; помощь внизу у трапа; оказание помощи на крыле самолета и на земле; оказание помощи пассажирам – инвалидам; сбор пассажиров на безопасном расстоянии; помощь пассажирам, которые в этом нуждаются (престарелые, больные, дети).

Последняя проверка готовности

Бортпроводники должны окончательно убедиться, что салоны и кухни полностью готовы к аварийной посадке.

Форменная одежда

Надеть полный комплект форменной одежды, для того чтобы выделить себя, как члена экипажа. Снять металлические эмблемы и именные значки. Обувь бортпроводники снимают в момент информирования пассажиров при проведении подготовки, либо в момент последней проверки готовности.

Освещение пассажирской кабины

По окончании подготовки освещение салонов должно соответствовать наружным

условиям в момент посадки.

Съемное аварийное оборудование

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование доступно. Все оборудование находится на местах крепления до момента, когда оно понадобится после посадки.

Окончание подготовки

Бортпроводники должны доложить СБ, СБ – командиру корабля.

Место бортпроводника

Занять свое место и провести 30-ти секундный настрой.

Проведение эвакуации

Не всегда за проведением подготовки к аварийной посадке следует эвакуация.

Если в проведении эвакуации возникнет необходимость, то бортпроводники должны

начать ее после команды «PASSENGER EVACUATION» в соответствии с «Инструкцией

по проведению эвакуации»

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

ИНСТРУКЦИЯ
ЭКИПАЖУ САМОЛЕТА Ан-26 ПО ЭВАКУАЦИИ
ПАССАЖИРОВ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ ПОСАДКИ
НА СУШУ И НА ВОДУ

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Основной задачей экипажа в случае аварийной обстановки на борту самолета является обеспечение безопасности пассажиров при аварийной посадке и последующей эвакуации пассажиров из самолета, а в безлюдной местности создание условий для дальнейшего существования до получения внешней помощи.
1.2. Аварийная обстановка, угрожающая безопасности пассажиров и членов экипажа, может создаться внезапно на любом этапе полета, в том числе на рулении, взлете, посадке, а также и на стоянке.

2. ПОДГОТОВКА ПАССАЖИРОВ К АВАРИЙНОЙ ПОСАДКЕ НА СУШУ И НА ВОДУ

Дополнительно к действиям, указанным в РЛЭ самолета Ан-26, выполните следующее:
2.1. Командир воздушного судна.
2.1.1. После принятия решения об аварийной посадке на сушу (на воду) дайте указание бортоператору подготовить пассажиров к аварийной посадке.
2.1.2. Перед посадкой дайте команду бортоператору: "Внимание, посадка!"
2.2. Бортоператор.
2.2.1. Получив указание командира воздушного судна, сообщите пассажирам о предстоящей аварийной посадке и порядке эвакуации из самолета через дверь (люки). Примите меры к недопущению паники среди пассажиров.
2.2.2. Текст информации для пассажиров бортоператора:
"Внимание! Самолет должен произвести аварийную посадку. Вы должны выполнить следующие требования по безопасности:
- снять очки, зубные протезы, вынуть из карманов авторучки, зажигалки и другие острые предметы;
- снять обувь на высоких каблуках;
- расстегнуть воротник, ослабить галстук, а также тесную и стягивающую одежду;
- надеть спасательный жилет и не надувать его в самолете (при посадке на воду);
- приготовить мягкие вещи для защиты головы от ударов при аварийной посадке;
- проверить застегнуты и затянуты ли привязные ремни.
По моей команде: "Внимание, посадка!" - вы должны:
- наклониться вперед, голову защитить мягкими вещами, положить голову на руки, которыми накрест обхватить колени;
- оставаться в этом положении до полной остановки самолета;
- после остановки самолета расстегнуть привязные ремни и эвакуироваться, следуя указаниям членов экипажа.
При эвакуации из самолета необходимо:
- сохранять спокойствие и выполнять все подаваемые команды;
- пользоваться только тем выходом, который будет указан".
2.2.3. Отберите необходимое количество физически крепких пассажиров из расчета по два человека на каждый аварийный выход в распоряжение членов экипажа и проинструктируйте их по правилам открытия аварийных выходов.
2.2.4. По команде командира воздушного судна: "Внимание, посадка!" - продублируйте команду пассажирам и проверьте выполнение ими требований по безопасности (п. 2.2.2.).
2.2.5. Не допускайте попыток открывания аварийных выходов в полете пассажирами.
2.2.6. Перед посадкой на воду подготовьте у входной двери к спуску на воду спасательные плоты, аварийные запасы и аварийную радиостанцию.
2.3. Бортмеханик.
По команде командира воздушного судна закрепите в открытом положении дверь из кабины экипажа для предотвращения ее заклинивания в закрытом положении при аварийной посадке

3. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА ПРИ АВАРИИ НА СУШЕ

3.1. В случае возникновения аварийной обстановки во время взлета, посадки, руления, стоянки, когда нет времени для выполнения всех подготовительных операций, экипаж обязан немедленно принять все меры для эвакуации пассажиров из самолета.
3.2. Как только установлено, что обстановка на самолете аварийная, командир воздушного судна должен немедленно дать команду экипажу действовать по аварийному расписанию после аварийной посадки на сушу.

4. ЭВАКУАЦИЯ ПАССАЖИРОВ

4.1. Вся предварительная подготовка пассажиров, их инструктаж и проверка принятых мер безопасности должны быть полностью закончены к моменту аварийной посадки на сушу (на воду).
4.2. Действия всех членов экипажа после остановки самолета на суше (на воде) основываются на аварийном расписании. Начало действий по аварийному расписанию - остановка самолета. Специальной команды для выполнения аварийных действий не ожидать.
4.3. Каждый член экипажа должен знать наизусть свои обязанности при действиях по аварийному расписанию.
4.4. Срочная эвакуация пассажиров в порядке, обусловленном аварийным расписанием, должна быть начата немедленно после аварийной посадки, независимо от последствий посадки (на воде после открытия аварийных выходов и подготовки плотов, при их наличии на борту, к приему людей).

5. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА СУШУ

5.1. Командир воздушного судна:
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа через аварийные выходы;
- покидает самолет последним, убедившись в эвакуации всех пассажиров и членов экипажа;
- отводит всех пассажиров и членов экипажа от самолета на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора.
5.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь, расположенную на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться через входную дверь, после чего сам покидает самолет.
5.3. Второй пилот:
- помогает бортоператору в эвакуации пассажиров через дверь. В случае заклинивания входной двери эвакуирует пассажиров через аварийные люки по указанию командира воздушного судна;
- при эвакуации из самолета берет с собой аварийную радиостанцию и аварийный запас;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от ближайшей части самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.
5.4. Штурман:
- открывает аварийный люк на левом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через этот аварийный люк, после чего сам покидает самолет.
5.5. Бортмеханик:
- открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа и затем аварийный люк на правом борту;
- помогает пассажирам эвакуироваться из самолета через аварийный люк на правом борту;
- после эвакуации пассажиров сам покидает самолет и отводит пассажиров на расстояние не менее 100 м от самолета в безопасное место сбора и оказывает нуждающимся первую медицинскую помощь.

Примечание. После открытия рампы члены экипажа используют грузовой люк для эвакуации пассажиров

6. АВАРИЙНОЕ РАСПИСАНИЕ ПОСЛЕ АВАРИЙНОЙ
ПОСАДКИ НА ВОДУ

6.1. Командир воздушного судна:
- с помощью членов экипажа оценивает положение самолета на воде и возможность открытия входной двери и аварийных люков с тем, чтобы исключить проникновение воды в самолет;
- подает команду: "Открыть аварийные выходы и привести в рабочее положение на воде плоты!";
- руководит эвакуацией пассажиров и членов экипажа в жилетах на воду (на плоты);
- после эвакуации всех пассажиров и членов экипажа сам покидает самолет в жилете на воду (на плот) и подает команду отвести плот (плоты) на 50--100 м от самолета. В случае невозможности открытия входной двери командир воздушного судна подает команду пустить плоты на воду и эвакуировать из самолета пассажиров и членов экипажа через аварийные люки, нижняя кромка которых будет расположена выше ватерлинии. В этом случае бортоператор, второй пилот, штурман, бортмеханик действуют у аварийных люков, указанных командиром воздушного судна, и осуществляют через эти выходы пуск на воду спасательных плотов и эвакуацию пассажиров.
6.2. Бортоператор:
- открывает входную дверь и приводит совместно со вторым пилотом и бортмехаником в рабочее положение надувные спасательные плоты;
- помогает пассажирам при эвакуации на воду (на плоты).
6.3. Второй пилот:
- через верхний аварийный люк в кабине экипажа оценивает положение за бортом самолета;
- совместно с бортоператором и бортмехаником спускает на воду спасательные плоты и приводит их в рабочее положение;
- помогает пассажирам и экипажу при посадке на плоты;
- оставляет на плоту место для себя и членов экипажа и после посадки всех пассажиров, эвакуируется на плот сам и отводит его на 60-100 м от самолета.
6.4. Штурман и бортмеханик:
- бортмеханик открывает верхний аварийный люк в кабине экипажа;
- помогает второму пилоту и бортоператору привести плоты в рабочее положение на воде и эвакуировать пассажиров на плоты через входную дверь на правом борту или через аварийные люки (штурман на левом борту, бортмеханик на правом борту);
- после посадки всех пассажиров на плоты эвакуируются на плоты сами и отводят их на 50-100 м от самолета.
При внезапной аварийной посадке на воду командир воздушного судна сообщает членам экипажа и пассажирам о необходимости взять спасательные жилеты, надеть их, но не надувать в самолете. После посадки и остановки самолета на воде командир воздушного судна организует немедленный спуск плотов на воду, приводнение в рабочее положение и эвакуацию на плоты пассажиров и членов экипажа.
При отсутствии полетов пассажиры и члены экипажа эвакуируются из самолета на воду в спасательных жилетах, которые необходимо привести в рабочее положение (надуть) при выходе из самолета на воду в момент прохода проема входной двери.
В надутом жилете в самолете затруднен проход к аварийным выходам, невозможен проход через бортовые аварийные люки, возможно повреждение жилета до спуска человека на воду.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...