Готический стиль в архитектуре Испании. Архитектурные стили испании Испания начало 20 века архитектура в готическом


ВЕНТУРА Родригес (Rodriguez Ventura, 1717-1785) . Испанский архитектор, один из основателей и первых профессоров Академии св. Фердинанда. В основном работал в области церковной архитектуры.

Начал свою деятельность в качестве помощника Э. Маршана на строительстве дворца в Аранхуэсе (1731), позднее под руководством Ф. Юварры и Дж. Саккетти проектировал мадридский Королевский дворец (1735). В проекте собора в Сарагосе свойственная творчеству Вентуры сдержанность компенсируется грандиозными размерами и необычным видом здания с десятью куполами и двумя башнями, венчающими всё сооружение.

Его первой большой работой стала церковь Сан-Марко в Мадриде (1747-1753). Начиная с 1760-х его архитектура приобретает всё более академические черты.

Вплоть до смерти Фердинанда VII (1759) состоял придворным архитектором. Затем лишился покровительства при дворе. С 1768 руководил строительством собора в Вальядолиде. В 1783 году приступил к наиболее крупному произведению последних лет творческой деятельности – фасаду собора в Помплоне. Идеалы величия, простоты и строгости вытеснили сложную и непринуждённую игру архитектурных форм.

Постройки: церковь Сан-Марко, Мадрид (1749-1753); собор Нуэстра Сеньора дель Пилар, Сарагоса (1750, по проекту Х. Эрреры); анатомический театр королевского медицинского колледжа, Барселона (1761); фасад собора, Памплона (1783); церковь Энкарнасьон, Мадрид (1755, реставрация); церковь Сан-Исидро, Мадрид (ныне собор, фасад); портал Паррокия собора святого Иоанна де Компостела; церковь монастыря Августинцев, Вальядолид (1760); хоры собора, Сеговия; церковь бенедиктинского монастыря Санто Доминго де Силос (близ Бургоса); церковь Санта Виктория, Кордова; башня собора; дворец Лириа на площади Испании, Мадрид (1773); фонтан Аполлона в Английском парке (1780); фонтан Артимок в парке Ретиро, Мадрид; реставрация Алькасара, Толедо.


ВИЛЛАНУЭВА Хуан де (Villanueva Juan de, 1739-1811). Испанский архитектор, представитель классицизма.

Родился в Мадриде. Учился в мадридской Академии, позднее окончил Академию св. Луки в Риме (1759-1765). С 1786 – главный архитектор Мадрида. В 1789-1808 – главный королевский придворный архитектор. Наиболее известная постройка – Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787).

Постройки: ризница собора, Бурго де Осма (1770-83); колоннада Аюнтаменто, Мадрид (1780); реконструкция и реставрация отдельных частей Эскориала (1771); церковь Кабальеро де Грасиа (1789-1795); резиденция маркиза де Льяно, Мадрид (1775); неогреческий храм в Королевском парке, Аранхуэс; небольшие виллы – Касита дель Принсипе и Касита Арриба в королевском парке Эскориала (1772-1777); Касита дель Принсипе в Эль Пардо (1784); Касита Абахо (1773); Академия истории, Мадрид (1788-1811, заверш. 1847); обсерватория, Мадрид (1790, оконч. 1847 – Коломер); пласа Майор, Мадрид (1791, реставрация).


ГАУДИ-И-КОРНЕТ Антонио (Gaudi у Cornet Antonio, 1852-1926). Крупнейший представитель испанского модернизма, творчество которого представляет собой одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре рубежа веков.

Родился в Реусе (Барселона) в семье потомственных каменщиков. Окончил Высшую техническую школу архитектуры (1878), одновременно работая чертёжником и изучая ремёсла в мастерской Э. Пунти.

Его творчество делится на два периода – ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900-х). С 1870 по 1882 работал под началом архитектора Эмилио Сала и Франциско Вильяра, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.) и без успеха участвуя в конкурсах. Ранний период его творчества отмечен влиянием испанского архитектора Х. Марторела.

Первая крупная работа – дом Висенс (1878-1888), в пластическом решении которого использованы фигуры стиля «мудехар», мавританские и ориентальные (в росписях) мотивы. Однако дом Висенс не является постройкой в стиле «мудехар», а скорее напоминает её; в 1925, после переделок, дом получил премию как лучшее сооружение года. Ряд исследователей относит ранние богато декорированные постройки Гауди к раннему модерну.

На всю творческую жизнь Гауди повлияла встреча с Э. Гуэлем (1883), будущим другом и покровителем. Для него Гауди создал усадьбу Гуэль (1884-1887) – с воротами и домом привратника, конюшней, манежем, ограждением и смотровыми площадками. Это была свободная интерпретация стиля «мудехар» с причудливыми объёмами раскованных пластических декораций. Граф де Гуэль заказал ему и следующую работу – дворец Гуэль (1886-1888), ставший достопримечательностью Барселоны. Постройка, хотя и небольшая по величине, очень насыщена деталями; она открывает короткую серию зданий Гауди, которые иногда причисляют к неоготике. Здесь архитектор впервые применил бетонные параболические арки. Узкие окна, мощный абрис парных въездных арок создаёт впечатление символического родства с ренессансным палаццо. Большой зал дворца, вокруг которого группируются помещения, окружён галереями. Гауди использовал во дворце 127 колонн разнообразных типов, а также запроектировал мебель. В настоящее время во дворце размещён музей сценического искусства.

Ряд построек Гауди носят переходный характер. Это епископский дворец в Асторге (1887-1893), коллегио Терезиано (1888-1890), дом Ботинес в Леоне (1891-1894). Дворец в Асторге – наиболее неоготическая из всех построек Гауди.

Почерк мастера, отличающийся своеобразием, заметен в двух небольших работах – проекте здания францисканских миссий в Танжере (1892-1893) и складах Гуэль в Гараффе (1895-1900); здесь Гауди полностью освободился от какой-либо традиции. Здание миссий, выполненное с поражающей фантазией, несёт черты и африканской архитектуры (проект не осуществлён). Второй доходный дом – дом Кальвет (1898-1900) – был отмечен как лучшее здание 1900 года. В декоративном решении дома с двумя различными фасадами развивается псевдобарочная тема. Для дома Кальвет Гауди разработал всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои).

В 1898-1915 Гауди запроектировал для усадьбы Гуэля Санта Колома церковь и крипту (церковь не осуществлена). Здесь впервые применён излюбленный мотив архитектора – наклонные колонны без энтазиса.

В 1903 Гауди завершил создание единственного в своём роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретённого муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа «города-сада» – неосуществлённого замысла Гауди. От идеи осталась дорога, ряд построек (так называемый Дорический храм, предназначенный для рынка, дом подрядчика). Трёхкилометровая трасса даёт неожиданные точки обзора, объединяя всю композицию. Усложнённое пространственно-планировочное решение резко отличается от обычных для того времени регулярных садов. В оформлении широко применена цветная майолика, а также необработанный камень. Вход обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм. «Дорический храм» с 86 колоннами в уровне верхней террасы обходит «бесконечная» скамья, облицованная керамикой. Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. В парке представлены едва ли не все возможные сочетания органики каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь связаны органически в единое целое.

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-1906). Тема дома в своём декоративном решении – на первый взгляд, плод причудливой фантазии, – имеет своим источником чисто литературное происхождение. Она подчинена разработке сюжета о св. Георгии, убивающем дракона. Характерное для модерна применение материалов представлено сочетанием фактурных поверхностей, керамики и металла.

Последняя завершённая работа Гауди – дом Мила (1906-1910), одна из известных построек модерна, получившая название «Ла Педрера» (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. План здания имеет сложное криволинейное очертание. В доме Мила применены новые конструктивные решения. Здесь отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план».

«Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений Парку Гуэль. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В целом в декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектурного стиля модерн.


Интерьер Каса Висенс. Арх. Антонио Гауди

В 1914 Гауди оставил всю архитектурную практику, кроме своего главного сооружения – собора Саграда Фамилия (Святого Семейства) в Барселоне. Собор был заложен в 1882 году. Стройкой с 1883 до своей смерти руководил Гауди, макет собора был им закончен к 1916. Оставшаяся незаконченной постройка решена с использованием обилия новых конструктивных элементов. Точки зрения на Саграда Фамилия различны, некоторые исследователи находят в нём черты примитивизма и свойственного Каталонии наивного символизма. Это совершенно своеобразная интерпретация средневекового собора с импрессионистическим восприятием поздней готики. Постройка, вошедшая в историю архитектуры, находится на переходной грани между эклектикой и модерном.

Гауди сам следил за реализацией своих идей, проводя много времени на строительной площадке; зачастую он требовал множества переделок, разорительных для подрядчиков. Только такая работа и позволила создать все его произведения, составившие национальную гордость. В 1925 он вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия. Гауди целиком был поглощён возведением собора. 7 июня 1926 года неподалёку стройки он попал под трамвай и через три дня умер.

Его творчество, после юбилейной выставки 1952 года ставшее широко известным, повлияло на архитектуру XX века решающим образом, предопределив многие архитектурные находки нового века и творчество таких мастеров, как Ле Корбюзье, О. Фрай (направление архитектурной бионики), П. Солери, Ю. Дахинден и др.

Постройки: дом Висенс, Барселона (1878-1888); вилла Эль Каприччио (1883-1885); усадьба Гуэль, Барселона (1884-1887); дворец Гуэль (1886-1888); епископский дворец, Асторга (1887-1893); коллегия Терезиано, Барселона (1888-1890); дом Ботинес, Леон (1891-1894); здание миссий, Танжер (проект, 1892-1893); дом Фернандес и Андерс, Леон (1891-1894); склады Гуэль, Гаррафа (1895-1900); Саграда Фамилиа, Барселона (1882 – не оконч.); доходный дом Кальвет, Барселона (1898-1900); крипта церкви Санта-Колома, близ Барселоны (1898-1915); усадьба Бельсегуард (1900-1916); дом Батло, Барселона (1905-1907); дом Мила, Барселона (1905-1910); парк Гуэль, Барселона (1900-1914).


ГУАС Хуан (Guas Huan, ум. 1496). Испанский архитектор, один из наиболее ярких мастеров платереско и изабеллайн – самой ранней версии орнаментального стиля, пришедшего в Испанию после Реконкисты.

Родился в Бретани, откуда отправился во Фландрию. Первое упоминание о нём относится к 1543 году, когда он переехал в Испанию. Здесь он работал помощником архитектора Яна ван дер Эйена в Толедо.

Лишь несколько работ можно с достаточной степенью надёжности отнести к его творчеству – дворец Инфантадо в Гвадалахаре (1480-1483) – ранний пример большой городской усадьбы, ставшей прототипом для подобных построек в Испании. Проектировал церковь св. Хуана в Толедо (1476). К концу жизни стал главным строителем соборов в Сеговии и Толедо. Ему также принадлежит позднеготический фасад церкви Сан-Грегорио в Вальядолиде (1487-1496).

Постройки: церковь св. Хуана, Толедо (1476); дворец Инфантадо, Гвадалахара (1480-1483); фасад церкви Сан-Грегорио, Вальядолид (1487-1496).


ДЕ САНКТИС Франческо (Sanсtis Francesco de, 1693-1740).

Самое значительное произведение – Испанская лестница в Риме (1723-1725, совместно с Сиекки) – пример архитектурного использования рельефа и сочетание в едином ансамбле целой группы градостроительных элементов. Является своеобразной площадью-амфитеатром, ступени которой используются как скамьи. Соединив отмеченную обелиском площадку перед церковью Санта-Тринита дел Монти и Пьяцца ди Спанья, лестница связала две магистрали (виа Сиетина и виа Бабуино) и образовала новую, пересекающую их ось, намеченную лестницей и улицей Кондотти.


КАНДЕЛА Феликс (Candela Felix, 1910-1997). Выдающийся испанский архитектор и инженер.

Родился в Мадриде. Закончил Высшую архитектурную школу и Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. К концу обучения ему посчастливилось наблюдать строительство двух наиболее известных построек Э. Торрохо – трибуну ипподрома Ла Зарзуэля (1935), смелую конструкцию консольного навеса над трибунами из ряда железобетонных оболочек сегментной формы и конструкцию консольного навеса «Фронта Реколетос», которую только начинали строить. Двойной барабан свода последней, перекрывающий площадь 60 на 30 метров и другие работы Торрохо, возможно, пробудили интерес Канделы к панцирному своду, строительный метод которого соединяет в себе творческий и изысканный расчёт и не имеет себе равного.

После участия в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев Кандела приезжает в Мексику летом 1939 года. Спустя 12 лет он и его брат Антонио начали работать как архитекторы и строители.

Строительство Лаборатории излучений университета в Мехико, для которой требовалось тонкое ограждение, способное пропускать лучи, поражает изяществом и смелостью.

Особое преимущество пространственно изогнутых параболических и гиперболических сводов-облочек (по сравнению со сферой или другими видами перекрытий) в том, что требуемое перекрытие может быть сделано из прямых форм. Сооружения Канделы более экономичны, чем другие жёсткие кровли, он строит свои архитектурные формы на использовании монолитных железобетонных облочек, и все его старания направлены «на развитие структурных форм, соответствующих новому материалу». Его перекрытия увеличивались в каждом следующем проекте, и он становился смелее в разработке панцирного свода. Кандела отстаивает право архитектора на интуитивное толкование любой строительной задачи и требует от него инстинктивного понимания распределения сил. Как архитектор и дизайнер Кандела прославился своим собором Санта-Мария Миракулоза в Мехико-Сити (1954-1955), построенным совместно с Энрико де ла Мора. Позже были построены здания непромышленного характера: это несколько церквей и павильонов в Мехико-Сити и Куэрнаваке, рестораны в Лос-Манантиалес в Хочимилко и Олимпийский стадион в Мехико (1968).

С 1953 по 1970 Кандела являлся профессором в Национальном университете в Мехико, а с 1971 по 1978 – в университете в Чикаго, где он также работал как архитектор.


КАНО Алонсо (Cano Alonso, 1601-1667). Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик.

Родился в Гранаде. Первоначально учился у своего отца, рисовальщика алтарей. В 1614 переселился в Севилью, где занимался живописью у Франциско Пачеко и скульптурой под руководством Хуана Мартинеса Монтаньеса. В 1638 году переехал в Мадрид, где получал заказы для королевского дворца, стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса. В 1644 вынужден был бежать в Валенсию, а оттуда в Гранаду, где принял сан священника. Делал эскизы массивных серебряных алтарных паникадил, кафедры (1652-1656) и алтарей, а также рамы для картин и иллюстрации для книги Квеведо Виллегеса «Испанский Парнас» (Мадрид, 1648). Работал в традиционных жанрах религиозной скульптуры своего времени, обращаясь в основном к раскрашенному дереву, создавал величественные монументальные и более камерные статуи. Автор множества рисунков, он отдавал предпочтение архитектурным мотивам (Мадрид, Национальная библиотека; Лондон, Британский музей; Париж, Лувр). Незадолго до смерти Кано создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры XVII века – главный фасад собора в Гранаде (проект Кано осуществлен в 1703 Х. Гранадосом).


КОВАРРУБИАС Алонсо де (Covarrubias Alonso de, 1488-1570). Испанский архитектор и скульптор, представитель раннего Ренессанса.

Для его творчества характерно применение готических мотивов. Впервые упоминается как консультант на строительстве собора в Саламанке (1512). Архитектор Толедского собора и королевских замков (1537).

Постройки: церковь Пиедад, Гвадалахара (1526); Капелла новых королей в соборе, Толедо (1531-1534); лестница в епископском дворце, Алькала (1530).


МАЧУКА Педро (Machuca Pedro, 1485-1550). Испанский живописец и архитектор. Представитель Ренессанса.

Точные биографические данные отсутствуют. Известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме (возможно, у Микеланджело).

Самая известная постройка – Дворец Карла V в Альгамбре (начало 1526, близ Гранады), квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 метров – основное композиционное ядро всего сооружения. Фасады расчленены пилястрами на два яруса. Каменная кладка подчёркнута рустовкой.

Объёмно-пространственный замысел, членение фасада, разработка деталей и характер скульптурных украшений объединены в цельный художественный организм. Отличается широким применением ордера как целостной композиционной системы и пониманием его тектонического смысла, что характерно для зрелого стиля Возрождения.

Постройки: дворец Карла V, Альгамбра (1526).


МОНЕО ВАЛЬЕС Хосе Рафаэль (Moneo Vallеs Josе Rafael, р. 1937). Испанский архитектор.

Родился в Испании. Окончил Техническую школу в Мадриде (1961). В 1980-1984 – профессор композиции в мадридской Технической школе. В 1985-1990 – декан архитектурного факультета Гарвардского университета. С 1990 года вернулся к частной практике в Мадриде.

Постройки: музей римского искусства, Мерида (1980-1985); здание офисов, Севилья (1982-87); банк Испании, Джине (1983-1988).


МОРА Хуан Гомес де (Mora Juan Gomez de, ок. 1580-1648). Испанский архитектор.

Родился в Мадриде. Племянник архитектора Франсиско де Мора, сын придворного живописца.

В возрасте 24 лет был назначен главным архитектором Алькасара и архитектором Филиппа III. Среди его самых выдающихся произведений Пласа Майор, здание суда в Мадриде, а также Каса-де-ла-Вилле. Он создал алтарную часть базилики Гуадалупе в Касересе. Большинство его построек находятся в Мадриде.

Постройки: Пласа Майор (1617-1619); Городской совет (до 1644); здание суда; монастырь Сан-Хиль; церковь Богородицы Лорето; перестройка хоров монастыря Дескальсас Реалес; перестройка Английского колледжа, ныне церковь св. Игнатия Лойолы.


РИБЕРА Педро де (Ribera Pedro de, ок. 1683 – 1742). Испанский архитектор и скульптор. Представитель позднего барокко и испанского рококо.

Ученик семьи Чурригера. С 1719 работал в городском совете Мадрида. С 1726 – главный архитектор города.

Все постройки, за исключением башни собора в Саламанке (1733-1768) и капеллы церкви св. Антония в Авиле (1731), находятся в Мадриде. Самое знаменитое произведение мастера – портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722). В центре спокойного, монотонного фасада богадельни выделяется двухъярусный портал исключительной сложности и пышности. Вся поверхность его заполнена растительным орнаментом, обогащённым геральдическими эмблемами и фигурками детей. Во втором ярусе – полукруглая ниша со скульптурной группой. Этот приём – сочетание аскетической простоты фасада с пышным порталом – основной в творчестве архитектора.

Церковь Сан-Хосе в Мадриде. Арх. Педро де Рибера

Постройки: монастырь Нуэстра Сеньора дель Пуэрте (1718); церковь Монсерратской Богоматери ордена бенедиктинцев (1720); частные дворцы Мирафлорес, Пералес, Торесийа; мост через реку Мансарес; церковь св. Каэтано (1722-1732); капелла госпиталя св. Фернандо (1722); портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722); капеллы Нуэстра Сеньора де ля Партериа церкви св. Антония, Авила (1731); башня собора, Саламанка (1733-1768).


САККЕТТИ Джованни Баттиста (Sacchetti Giovanni Battista, 1700-1764). Итальянский архитектор, работал в Испании.

Родился в Турине. Ученик Ф. Юварры. Последовал за ним в Испанию. По его проекту выполнил парковый фасад дворца Ла Гранха в Сан-Ильдефонсо (1738). После смерти Юварры заканчивал его работы.

Постройки: монумент на могиле принцессы Кариньяно (1722); монумент королевы (1728) и короля Савойских (1732); церковь Сан-Филиппо, Турин; палаццо Гранха, Сан-Ильдефонсо (1736); палаццо Паэзана, Турин (нач. 1736); Королевский дворец, Мадрид (1738-1764, по проекту Юварры); планы строительства Лас Салесас Реалес (1750); фонтаны на Роза де ла Вилла, Мадрид (1753-1754).


СИЛОЭ Диего де (Siloe Diego de, ок. 1495 – 1563). Испанский архитектор и скульптор. Представитель испанского Возрождения, сыгравший большую роль в распространении классицизма в Испании.

Родился в Бургосе. По-видимому, сын и ученик скульптора Хиля де Силоэ. До 1519 года работал в Италии, где испытал влияние Микеланджело и флорентийской школы.

Начал свою деятельность в Неаполе с церкви Сан-Джованни-а-Карбонара (1515). В 1519 вернулся в Бургос, где получил очень престижный заказ для кафедрального собора – надгробие епископа Луиса де Акуньа.

В апреле 1528 был вызван в Гранаду, где его карьера внезапно меняет своё направление. Если до этого момента он работал главным образом как скульптор, то в Гранаде он занимается исключительно архитектурой. Отчасти это произошло по той причине, что в Гранаде того времени сосредоточилась основная строительная деятельность той эпохи. Здесь работали крупнейшие архитекторы своего времени и велось большое строительство. Самая значительная работа – собор в Гранаде. Собор был начат Э. де Эгасом. Силоэ возглавил строительство в 1529 и радикально переработал план Эгаса. В 1528-1532 была изготовлена деревянная модель собора. Но проект зодчего был настолько отличен от традиционных, что ему пришлось ехать ко двору короля в Толедо, чтобы получить особое разрешение на возведение собора в тех формах, которые он задумал. В итоге его проект был утверждён. Оригинальность постройки заключена в плане, искусно объединяющем ротонду с двумя крыльями. Архитектору удалось ввести в традиционную готическую схему характерную для Возрождения центричность. Зодчий умер в Гранаде.

Постройки: церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь (1515); «Золотая лестница» собора, Бургос (1519-1526); башня Санта-Мария дель Кампо, близ Бургоса (1527); Коллегия Фонсека, Саламанка (1529-1534); собор, Гранада (1529); церковь Сан-Сальвадор, Убеда (1536); собор, Гуадикс (1549, перестройка); церковь Санта-Анна, Бургос (1537); особняк Каса де Кастриль, Гранада (1539); церковь Сан-Габриэль, Лоха близ Севильи (1552-1568); главная ризница собора, Севилья; планы собора, Альмерна (1524); планы собора, Малага.


ТОЛЕДО Хуан Баутиста де (Toledo Juan Bautista de, ок. 1500-1567). Испанский архитектор, скульптор и математик эпохи Возрождения.

Родился в Испании. В раннем возрасте уехал в Рим, где стал учеником Микеланджело и участвовал в строительстве собора св. Петра. До 1559 – архитектор испанского вице-короля в Неаполе. В этом качестве участвовал в прокладке Виа Толеда (ныне Виа Рома) – центральной улицы города. В 1559 по приглашению короля Филиппа II вернулся на родину, назначен придворным архитектором и строителем дворца-монастыря Эскориал (1562).

Постройки: церковь Сан-Джакомо дельи Спаньоли, Неаполь (1540); главное здание королевского дворца, Аранхуэс (1561); монастырь Дескальсас Реалес, Мадрид; проект Эскориала (в 1563 начал строительство ансамбля, закончить не успел); монастырь Сан-Лоренцо.


ТОМЭ Нарсисо (Tome Narciso, ум. в 1742). Испанский архитектор, скульптор и художник, представитель барокко.

Первое упоминание относится к 1715 году, когда зодчий работал над скульптурным оформлением фасада университета в Вальядолиде (гербы, цветочные гирлянды и фигурные пинакли).

Самое известное произведение – капелла Эль Транспаренте (Прозрачная) собора в Толедо (1721-1732). Для освещения ретабло сделан проём в сводах галереи кругового обхода собора, который кажется случайным обвалом купола, открывшим вид в небесное пространство, изображённое средствами живописи. В композиции использован переход от реального пространства к иллюзорному при помощи объёмных фигур первого плана.


ТОРРОХА Мирет Эдуардо (Torroja Miret Eduardo, 1899-1961). Испанский архитектор и инженер.

По образованию гражданский инженер, учился в Мадриде. Один из пионеров использования предварительно напряжённого бетона в Испании. Основал и руководил Техническим институтом строительства и бетона в Костильяресе.

Наиболее известный и типичный пример его творчества – ипподром Сарсуэла (1933, близ Мадрида) – бетонные структуры, увенчанные эффектными рифлёными крышками с широкими консолями; это прекрасное сочетание функционального, структурного и эстетического достоинств проекта, совершенство инженерных свойств которых проявилось во время гражданской войны, когда ни одно из сооружений не пострадало от бомбёжек.

Поздняя работа Торохи – свод клуба Тахира в Каракасе (Венесуэла, 1957), который сравнивали с удаляющимся парусом, полным чарующей грации.

Постройки: церковь Ксералльо; церковь Сант-Эспирит; церковь Понт де Суэрт (1952); ж/д мост через Эслу (1940) – ширина пролёта арки 632 фута; многочисленные мосты, виадуки, ангары; торговый павильон (1933).


УРТАДО ИСКЬЕРДО Франсиско (Hurtado Izquierdo Francisco, 1669-1725). Испанский архитектор, представитель барокко.

Учился в Кордове. В качестве капитана армии, возможно, посетил Сицилию. С 1697 – главный архитектор собора в Кордове. С 1705 – собора в Гранаде, где заканчивал капеллу Санта-Тереза.

С 1712 – государственный королевский представитель в Приего. Основал здесь большую мастерскую архитекторов, декораторов и художников. Эта должность дала Уртадо возможность выбирать работы по своему усмотрению.

Творчество Уртадо отличается обилием полихромных эффектов, достигнутых путём комбинирования разноцветного мрамора и других материалов. Будучи архитектором раннего периода испанского барокко, предвидел многие более поздние тенденции. Два самых известных произведения были созданы по заказу ордена картезианцев: ризница (1703-1720, Гранада), стены украшены мрамором, мимой, порфиром; ризница Нуэста Сеньора дель Пилар (1719, Рескафрия) отделана серым и коралловым мрамором и ляпис-лазурью.

Постройки: часовня-усыпальница графов Буэнависта, Малага (1693); серия домов на ул. Баньо, Кордова, (1700); больница для бедных, Кордова (1701-1703); приходская церковь, Беласкасар, первый этаж колокольни (1703); ризница, Гранада (1703-1720).


ФИГЕРОА Леонардо де (Figueroa Leonardo de, ок. 1650-1730). Испанский архитектор, создатель стиля барокко.

Жил и работал в Севилье, где находятся все его работы.

Первая известная работа – госпиталь в Севилье (1687-1697). Орнамент его довольно скромен по сравнению с поздними работами Фигероа. Однако уже в следующей его работе – церкви св. Павла (1691-1697), перестроенной из более ранней постройки, его язык вполне оформился: интенсивное использование полихромии и керамики.

Вершиной орнаментального стиля стал монастырь Сан-Тельмо (1724-1734) в Севилье. Наиболее значительное произведение – здание Института навигационной корпорации (проект главного портала), в котором используется приём яркого выделения основного декоративного пятна на фоне фасадной плоскости. Портал представляет собой 3-ярусное сооружение. Верхний ярус поднимается над линией главного карниза и увенчан сложным по силуэту фронтоном. В композиции ярусов портала применены спаренные колонны. Барочный облик подчёркнут типичным для испанской традиции заполнением гладкой поверхности орнаментом.

Постройки: дворец Сан-Тельмо (1682-1796); приют де Венераблес, Сакердотес (1687-1697); церковь Санта-Магдалена (1692-1724); церковь Сан-Сальвадор (1671-1712); церковь больницы Сан-Луи (1709-1730).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Родриго (Gil de Hontanion Rodrigo, 1500-1577). Испанский архитектор. Последний из крупных испанских готических архитекторов, участвовавший в строительстве всех последних готических соборов Испании, и одновременно один из самых своеобразных испанских носителей итальянского Возрождения.

Самое известное произведение – фасад колледжа Сан-Ильдефонсо университета в Алькала де Энарес (1537-1553).

Во дворце Гусманеса в Леоне зодчим впервые использован балкон – особенность, ставшая характерной для испанской архитектуры.

Постройки: церковь Сантьяго, Медина де Риосеко (1533); дворец герцогов Монтеррей, Саламанка (1539, совм. с Мартином из Сантьяго); монастырь бернардинок, Саламанка (1552); церковь св. Магдалины, Вальядолид (1566-1572); дворец Гусманес, Леон (1559-1566).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Хуан (Gil de Hontanion Juan, 1480-1531). Испанский архитектор. Представитель поздней готики.

С 1512 – руководитель работ по строительству собора в Саламанке. В 1524 спроектировал и начал руководить работами по строительству собора в Сеговии.

Постройки: капелла церкви Сан Антолин, Вальядолид (1503-1521); капелла церкви Санта-Клара, Бургос (1503-1523); церкви Сан-Кристобале, Альморокс, Толедо (1509-1519); собор, Саламанка (1512-1526); собор, Севилья (1513-1517); собор, Сеговия (1524-1526).


ЧУРРИГЕРА (Churriguera de, XVII-XVIII вв.). Семья испанских скульпторов и архитекторов.

Представители испанского барокко, создатели стиля чурригеризм.

Созданный этой семьёй стиль испанского барокко XVII-XVIII веков отличается фигурной орнаментикой, обильным скульптурным декором, отдельные элементы которого навеяны самобытным искусством народов Центральной и Южной Америки. В творчестве основоположников этого стиля всегда присутствует уважение к ясности конструктивных и композиционных приёмов школы Эрреры, а вся творческая смелость проявляется главным образом в деталях и орнаментике.


ЧУРРИГЕРА Хосе Бенито (Churriguera Jose Benito de, 1665-1725). Зодчий и скульптор, чьё имя персонифицирует целое направление в искусстве Кастилии.

В 1689 – победитель конкурса на проект катафалка для королевы Марии Луизы Орлеанской. В начале своей деятельности обосновался в Мадриде, где работал резчиком ретабло, а с 1692 – в Саламанке совместно с братьями Хоакином и Альберто.

Наиболее значительное произведение архитектора – ансамбль города Нуэво Бастан близ Мадрида (1709-1713, близ Алькала де Энарес), объединяющий в себе стекольную фабрику, жилые дома и главную площадь с расположенным на ней дворцом Хуана де Гойенече. В основу городка был положен регулярный генеральный план.

Дворец Нуэво Бастан. Арх. Хосе Бенито Чурригера

Постройки: дворец, Мадрид (после 1689, ныне Академия изящных искусств Дворец Нуэво Бастан Сан-Фернандо); монастырь Сан-Томас, Мадрид (1724, завершение фронтона фасада, три портала нижнего яруса не сохранились); собор Сан-Гаэтано, Мадрид (фасад). Выполнил большое количество декоративных работ: ретабло доминиканской церкви Сен-Эстебан, Саламанка (1693-1696); ретабло церкви в Легансо; ретабло церкви Сан-Томас, Мадрид.


ЧУРРИГЕРА Хоакин (Churriguera Joaquin de, 1674-1724), брат Хосе Бенито, работал на постройке собора в Саламанке. Его лучшими работами являются внутренний двор коллегии Анайя и коллегия ордена Калатравы, Саламанка (1717). Однако как архитектор смог проявить себя только после смерти двух старших братьев. Первой крупной работой стала Пласа Майор (Главная площадь) в Саламанке (1729).

Постройки: гостиница Коллегии Де Сан-Бартоломе (совм. с братьями); Пласа Майор (Главная площадь), Саламанка (1729); церковь Успения, Руэда (1738-1747, портал и фасад); коллегия Сан-Амброзино, Саламанка (1720); церковь Сан-Себастьян, Саламанка (1731); церковь Кармен де Абахо, Саламанка; капелла Сан-Тен собора, Бургос; церковь Оргас, близ Толедо (1744).


ЭГАС де, семья испанских архитекторов.


ЭГАС Энрике (Egas Enrique, ум. в 1534). Испанский архитектор, принадлежал к испанской семьи зодчих и скульпторов. Представитель поздней готики и стиля платереско.

Ученик Х. Гуаса. С 1498 – главный архитектор Толедо. Являлся консультантом на строительстве соборов в Сарагосе (1500) и Севилье (1512-1534). Самое значительное произведение – капелла королевского госпиталя в Сантьяго де Компостела (1501-1517), построенная в стиле поздней готики с чертами платереско.

Постройки: собор, Толедо (1508); капелла Майор, перестройка (1500-1504, совм. с П. Гульелем); госпиталь, Сантьяго (1501-1511); монастырь Сан-Хуан де лос Рейес (1504); больница Св. Креста, Толедо (1504-1515); королевская капелла, Гранада (1506-1507); королевская больница, Гранада (1506-1507); собор, Гранада (1521-1528).


ЭРРЕРА Хуан Баутиста (Herrera Juan Bautista de, ок. 1530-1597). Испанский архитектор, представитель позднего Возрождения. Создал характерный для испанского зодчества эпохи Филиппа II стиль «эрререско» («десорнаментадо»), отличающийся аскетичной строгостью и суровостью архитектурных форм, лишённых декора, лаконизмом художественного языка.

Родился в Мобеллане, провинция Сантандер. Завершил своё обучение в университете Вальядолида весной 1548. В октябре этого года он присоединился к свите принца Филиппа (позже Филипп II) в поездке по Италии, Германии и Нидерландам. Последующие 5 лет с 1553 провёл в Италии. Последовал за Карлом V в изгнание в монастыре; после смерти императора (1558) поступил на службу к Филиппу II.

В 1563 Филипп II назначил Эрреру помощником архитектора Хуана Баутиста де Толедо на строительстве Эскориала (1561-1584), который монарх планировал как «дворец для Бога и небольшой дом для меня».

В 1572 после смерти учителя возглавил строительство дворца. Эскориал представляет собой комплекс, образованный монастырём, церковью, королевским мавзолеем и дворцом. Место под строительство было выбрано в предгорьях Гуадаррамы в небольшом городке Эль Эскориал.

Применил новую систему перекрытий – цилиндрические своды на полукруглых подпружных арках и сферический купол (в храме). С 1579 – архитектор короля.

Постройки: замок Алькасар, Толедо. (1571-1585, совм. с Ж. Жилли); биржа «Каса Лонха», Севилья (1583-1598); проект собора, Вальядолид (1585); королевский дворец, Аранхуэс близ Мадрида (1571).

Барселона – город вечных улыбок, солнца и неповторимой архитектуры. Достопримечательности Антонио Гауди – отдельная глава в бесконечном списке мест, обязательных к посещению в столице Каталонии и мы в своей статье с ними познакомим.

Биография Антонио Гауди

Знаменитый каталонский архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет родился в 1852 году в семье кузнеца в небольшом городке Реусе, Каталония. Продолжая семейное дело, отец будущего архитектора промышлял ковкой и чеканкой по меди и с малых лет прививал сыну чувство прекрасного, занимаясь с ним рисованием и изображением зданий.

Антонио рос смышленым мальчиком, которому без особых усилий давались успехи в школе. Самым любимым его предметом была геометрия. Еще в школьные годы молодой человек начал задумываться о своем предназначении и чувствовал, что его жизнь будет так или иначе связана с искусством. Однажды, во время школьного спектакля, Антонио попробовал себя в роли театрального художника и именно тогда понял, чему хочет посвятить свою жизнь – «живописи по камню», которая в последующих поколениях будет описываться как архитектура Гауди.

После окончания школы Гауди отправился в город, который сейчас уже невозможно представить без творений каталонского гения, – Барселону.


Архитектор Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет – создатель самых значимых достопримечательностей, которыми гордится Каталония

Поступив здесь в архитектурное бюро на начальную позицию, молодой человек не оставляет мечты когда-нибудь начать работу над собственным проектом и построить свое здание.

После четырех лет жизни и работы в столице Каталонии, Гауди наконец поступает в Провинциальную школу архитектуры, где с отчаянным рвением берется за учебу. Уже с первого курса преподаватели отмечают Антонио, замечая как его талант, так и поразительное упрямство, нестандартное видение и дерзость. Об этих качествах говорит даже ректор учебного заведения, вручая 26-летнему Гауди диплом архитектора.

Уже на последних курсах амбициозный каталонец работал над серьезными проектами и до конца жизни не оставлял свое дело. Летом 1926 года в Барселоне знаменитый арзитектор был сбит трамваем по пути в церковь. Приняв художника за бездомного, свидетели происшествия отправили его в больницу для нищих. Только через день в измученном старике признали знаменитого зодчего, однако состояние его на тот момент ухудшилось, и вскоре он умер.

Стиль

С момента выпуска из школы архитектуры начинаются художественные поиски Антонио. Поначалу он обращается к неоготическому стилю, бывшему тогда популярным на юге Европы, затем сменяет курс на более камерные модерн, «псевдобарокко» и готику. Достопримечательности Антонио Гауди практически все, а их 17, расположены в Каталонии.

Впоследствии каждое из этих направлений наложит свой отпечаток на работы Гауди. Однако охарактеризовать лишь одним течением стиль Гауди не получится: с первых самостоятельных построек художника становится ясно, что их создатель – человек вне правил и времени. За ним навсегда закрепилось такое понятие как “декор Гауди”, стиль которого узнаваем всегда и везде.

Плавные линии и непривычное построение пространства можно условно отнести к модерну, который то приближается, то отдаляется от неоготики.

Постройки

Фонтан на площади Каталонии – Fuente en la Plaza de Cataluña

(каталонское название – Font a la Plaça de Catalunya)


Фонтан на площади Каталонии считается первой самостоятельной работой Антонио Гауди

Первой самостоятельной работой Антонио признан фонтан на центральной площади Барселоны – площади Каталонии, спроектированный и построенный в 1877 году. Сейчас полюбоваться им может каждый гость столицы Каталонии, придя на главную площадь города.

Вход свободный.

Адрес: Plaça de Catalunya.

Как добраться: на метро, ближайшие станции – Catalunya и Passeig de Gracia.

Рабочий кооператив Матаронина

(испанское и каталонское названия идентичны: Cooperativa Obrera Mataronense)

Первое здание, построенное Гауди самостоятельно, находится недалеко от Барселоны, в городе Матаро. Заказ на проектировку кооператива начинающий архитектор получил в 1878 году, и работал над ним около четырех лет. Изначально в составе комплекса планировалось построить также жилые дома, казино и прочие побочные здания, однако в конечном итоге были завершены только фабрика и служебные здания.


Рабочий кооператив Матаронина, здание которого проектировалось гением архитектуры

Сейчас доступ к зданию открыт, и посмотреть на него может каждый, однако интерес оно может представлять только истинным поклонникам и исследователям истории архитектора. Ведь кооператив, хоть и неизбежно напоминает о своем создателе каждой деталью, не представляет такой художественной ценности, как остальные здания гения.

Сейчас здание используется как выставочная площадка.

Часы работы:

  • С 15 июля по 15 сентября – с 18:00 до 21:00, понедельник выходной.

Все остальные месяцы:


Вход свободный.

Адрес: Матаро, Carrer Cooperativa 47.

Как добраться:

  • на поезде с вокзала Barcelons Stants до станции Mataro;
  • на автобусе с остановки Pl Tetuan до Rda. Alfons XII – Camí Ral (останавливается в 3 минутах ходьбы до Рабочего кооператива);
  • на автомобиле – ехать вдоль побережья на север, дорога займет не более получаса.

Дом Висенс

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Vicens)


Дом Висенса – судьбоносное детище великого архитектора. Благодаря его смелому дизайну, на Антонио обратил внимание его будущий покровитель меценат Эусебио Гуэль

В 1883-1885 года Гауди проектирует здание, во многом определившее его судьбу. Фабрикант Мануэль Висенс заказывает у архитектора, только-только получившего диплом, проект летней резиденции для своей семьи. Молодой художник решает построить здание из необработанного камня и разноцветных керамических плиток.

Само по себе здание представляет собой практически идеальный четырехугольник, однако простоту формы преобразовал с помощью декоративных элементов. Обратившись к востоку, он оформляет здание в стиле мудехар. Здесь ему помогает и цветная плитка (на которой специализируется заказчик дома), и смелое решение выложить ее в шахматном порядке.


Интерьер дома Висенс внутри

Внимание к мельчайшим деталям и желание выдержать свое произведение в едином стиле уже тогда определились как отличительная черта Антонио Гауди.

В 2005 году постройку внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Именно после постройки Дома Висенс Антонио Гауди заметил меценат Эусебио Гуэль, ставший потом главным заказчиком и покровителем молодого архитектора.

Частное здание, закрыто для посещений до 2017 года. В октябре 2017 года произойдет открытие дома для экскурсий.

Адрес: Carrer de les Carolines, 22-24.

Как добраться: на метро до станции Fontana (L3).

Эль Каприччо

(испанское и каталонское названия идентичны: Capricho de Gaudí)


Летний особняк маркиза Масимо Диас де Киххано, созданный гением архитектуры, до сих пор поражает своей оригинальностью и неповторимостью

Следующее строение каталонский гений строит по заказу маркиза Масимо Диас де Киххано, состоявшего в дальнем родстве с другом архитектора Гуэлем. Причудливый летний особняк был создан в 1883-1885 годах в городке Комильяс и до сих пор входит в число его главных достопримечательностей. Сейчас здание открыто для посещений.

Часы работы: 10:30-17:30, с часовым перерывом с 14:00 до 15:00.

Стоимость билета – 5 €.

Адрес: Комильяс, Barrio Sobrellano.

Как добраться: из Барселоны быстрее всего будет долететь на самолете до города Santander (аэропрт SDR) и оттуда на автобусе до города Комильяс (остановка Comilias находится в пяти минутах ходьбы от Эль Каприччо).

Павильон усадьбы Гуэля – Pabellones Güell

(каталонское название – Pavellons G ü ell )


Красивый и уникальный по своему дизайну павильон усадьбы Гуэля – еще одна работа Гауди

Первый заказ, поступивший Гауди непосредственно от Гуэля, – проект комплекса из двух павильонов и ворот, которые предполагались как главный вход в загородную усадьбу магната. Изначально в комплекс входили также дом привратника и конюшни, однако они не дожили до нашего времени.

Павильон находится в Барселоне, недалеко от станции метро Palau Reial на линии L3, и посетить ее можно, купив билет за 6 €.

Адрес: 7, Av. Pedralbes.

Как добраться: на метро до станции Palau Reial (L3).

Саграда Фамилья – Templo Expiatorio de la Sagrada Familia

(каталонское название – Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Началом строительства самого известного долгостроя считают 19 марта 1882 года. Именно тогда заложили первый камень в фундамент Искупительного Храма Святого Семейства. Базилика начинала строиться под предводительством именитого в то время испанского архитектора Франсиско дель Вильяра. Спустя год он покинул проект из-за разногласий с церковным советом, и продолжать строительство было поручено молодому Гауди.

Возведению Храма Святого Семейства Антонио Гауди посвятит 42 года своей жизни, неустанно совершенствуя проект, дополняя его новыми деталями и постепенно видоизменяя замысел. Каждую новую колонну, статую или часть барельефа художник наполнял символизмом и сакральным значением, будучи истинным христианином.

Принципиальным его нововведением стали 18 остроконечных башен, каждая из которых имела особое значение. Центральная и самая высокая среди них (не достроенная до сих пор) посвящена Христу.


Фасад Рождества

Три фасада здания также несут священную смысловую нагрузку, которая выражается скульптурами и изображениями на нем. Главный фасад посвящен Рождеству, другие два – Страстям Христовым и Воскресению. Согласно правительству Испании, строительство храма завершится ориентировочно в 2026 году (что не точно), однако уже сейчас обязательно стоит посетить храм Святого Семейства Антонио Гауди, оказавшись в столице Каталонии. Здание числится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подробнее познакомиться с гениальным творение Гауди – можно в отдельной статье по ссылке.


Искупительный храм Святого Семейства является уникальным творением каталонского архитектора Антонио Гауди. Храм стал символом не только Барселоны, но и всей Испании в целом

Часы работы:

  • ноябрь-февраль – 9:00-18:00;
  • март и октябрь – 9:00-19:00;
  • с апреля по сентябрь – 9:00-20:00.

Цена самого простого входного билета – от 17 €.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: до станции метро Sagrada Familia (L2 и L5).

Дворец Гуэля – Palacio Güell

( каталонское название – Palau G ü ell )


Дворец Гуэля не только привлекает внимание многочисленных туристов, но и по достоинству признан ЮНЕСКО

Жилой дом, построенный каталонским мастером по заказу друга и покровителя Гуэля, стал единственным его единственным зданием в Старом городе Барселоны. Дворец Гуэля Антонио Гауди строил пять лет и именно в это время сформировался его личный, ставший узнаваемым во всем мире, стиль. Нестандартный подход к декорированию фасада, обращение к византийским мотивам и статике венецианских палаццо – каждая линия здания громко заявляет о своем создателе.

На интерьеры дворца также стоит обратить внимание: причудливые камины, деревянные потолки, яркие витражи и огромные зеркала определенно стоят того, чтобы потратить на них время. Дворец Гуэля – очередная постройка Антонио Гауди, внесенная в список ЮНЕСКО.

Часы работы:

  • с 1 апреля по 30 сентября – 10:00-20:00;
  • С 1 октября по 31 марта – 10:00-17:30;
  • Пн и Вс – выходные.

Вход свободный.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla.

Как добраться: на метро до станции Drassanes (L3).

Колледж Святой Терезы – Colegio Teresiano de Barcelona

(каталонское название Col·legi de les Teresianes )

В 1888 году Антонио Гауди берется за продолжение строительства Колледжа Святой Терезы. До сих пор неизвестно, кто из архитекторов того времени начал этот проект и почему он его не продолжил.

Работа над зданием оказалась непростой для архитектора, ведь ему постоянно приходилось согласовывать свои идеи с заказчиком и работать с довольно «скучным» материалом, стараясь не разбавлять его декоративными элементами. Неустанно споря с отцом Осси, который контролировал строительство, архитектор находил оправдания своим решениям в библейской символике.


Колледж Святой Терезы – еще одна популярная достопримечательность Барселоны

Благодаря настойчивости Гауди и его категорическому нежеланию придерживаться абсолютного аскетизма, здание колледжа получилось сдержанным, но не лишенным узнаваемых авторских черт. Форма здания была усложнена, по периметру крыши пущены декоративные арки, а фасад украшен уникальными элементами.

Попасть внутрь школы можно во время экскурсий, которые проводятся по выходным с 15:00 до 20:00.

Адрес: Carrer de Ganduxer, 85.

Как добраться: на автобусе 14, 16, 70, 72, 74 до остановки Tres Torres.

Епископский дворец в Астроге

(исп . Palacio Episcopal de Astorga, кат . Palau Episcopal d’Astorga)

Епископ города Астрога (провинция Леон) Жан Батиста Грау-и-Вальеспиноса был хорошим знаком не только с творчеством Антонио Гауди, но и с самим архитектором лично. Немудрено, что именно ему священник заказал проектирование своей новой резиденции. Ориентируясь на характерную для Леона готику, Гауди создал небольшой замок с узкими окнами, башнями и остроконечными крышами.


Епископский дворец в Астроге

Уникальное крыльцо здание и входной портик с углубленными арками – находка архитектора. Для того чтобы создать впечатление «вытянутости» и ирреальности, разбавить привычный готический стиль, мастер решил использовать в укладке цельные удлиненные каменные блоки.

На данный момент дворец открыт для посещений, стоимость билета – 2,5 €.

Адрес: Plaza de Eduardo Castro, Астрога.

Как добраться: из Барселоны легче всего на поезде до станции Astroga (Дворец находится в 10 минутах ходьбы от вокзала).

Дом Ботинес

(исп. Casa Botines, кат . Casa de los Botines)

Недалеко от Астроги, в Леоне находится еще одна достопримечательность, связанная с именем каталонского мастера. Леонские богачи, увидев новую резиденцию епископа Астроги, решили, что их новый доходный дом должен строить тот же архитектор. Главным заказчиком стал один из них – Жоан Ботинес, основатель коммерческого союза.

Дом, как и дворец Жан Батиста, проектировался с оглядкой на местный колорит. Вновь обратившись к готике, Гауди возводит довольно сдержанное здание с небольшим количеством декоративных элементов.


Дом Ботинес – легендарное творение Гауди за пределами Каталонии

Адрес: Леон, Plaza del Obispo Marcelo, 5.

Как добраться:

  • на поезде до станции Ponferrada;
  • на автобусе (следует с вокзала) до остановки Ponferrada (в пяти минутах ходьбы от Дома Ботинес).

Винный погреб Гуэля

(исп. Bodegas Güell, кат . Celler Güell)


Винный погреб Гуэля – один из самых оригинальных винный погребов в мире

В пригороде Барселоны находится очередная постройка Гауди, заказанная Эусебио Гуэлем. Мастер трудился над ней в 1895-1898 годах. В единый комплекс вошли винный погреб, жилое здание и домик привратника. Их все объединяет узнаваемый стиль, а также общая идея построения крыш – они напоминают не то шатры, не то восточные пагоды, привлекая все внимание к себе.

Вход в комплекс стоит 9 €.

Адрес: El Celler Güell, Sitges.

Как добраться : на поезде до станции Garaff.

Дом Кальвет

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Calvet)

В 1898-1890 годах Гауди был занят строительством доходного дома на улице Касп (Carrer de Casp) в Барселоне, заказанного вдовой городского богача, впоследствии ставшего частным жилым домом. В стиле здания маэстро придерживался необарочного стиля, отказавшись от средневековых мотивов. Именно это творение архитектора получило в 1900 году муниципальную премию Барселоны за лучшее здание года.

Здание можно осмотреть только снаружи.

Адрес: Carrer de Casp 48.

Как добраться: на метро до станции Urquinaona (L1, L4).

Крипта Колонии Гуэля

(испанское и каталонское названия идентичны: Cripta de la Col ò nia G ü ell )

Очередную церковь в пригороде Барселоны Гауди начинает в 1898 году в рамках проекта по возведению колонии – небольшого комплекса, обеспеченного всем необходимым для жизни микро-общества.


Крипта Колонии Гуэля – одно из самых оригинальных зданий Каталонии

Из-за затянувшегося процесса строительства, архитектору удалось возвести только крипту, а все остальные части проекта так и остались неосуществленными.

Постройка облицована разноцветным стеклом, а окна ее украшены иглами из ткацких станков фабрики Гуэля. Украшают здание яркие витражи, посвященные церковным мотивам.

Крипта открыта с 10:00 до 19:00, билет стоит от 7 €. Достопримечательность числится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес: Colonia Guell S.A, Santa Coloma de Cervello.

Как добраться : на автобусах N41 и N51 до остановки Santa Coloma de Cervello.

Дом Фигерас

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Figueras)

Один из самых узнаваемых домов Антонио Гауди расположен на улице Бельесгуард (Bellesguard) и нередко называется ее именем. Только над проектом дома, который в 1900 году заказала ему вдова состоятельного торговца Мария Сагес, архитектор работал три года, а строительство его продолжалось вплоть до 1916 года.

Образуя стиль здания, Гауди возвращается к восточным мотивам, и соединяет его с неоготикой. В результате у него получается очень легкое, стремящееся в небо сооружение, украшенное причудливой каменной мозаикой и изящными ломаными линиями.

Дом Фигерас открыт для посещений с 10:00 до 19:00 летом и до 16:00 зимой. Билет стоит от 7 €.

Адрес: Carrer de Bellesguard, 16.

Как добраться: на метро до станции Vallcarca (L3).

Парк Гуэля

(исп. Parque Güell, кат. Parc Güell)

Огромный парк, площадью 17,18 га, парк Гауди в Барселоне был построен в верхней части Барселоны в 1900-1914 годах. Вместе с заказчиком Гуэлем они задумали модное в то время среди англичан пространство для отдыха, «город-сад». Отведенная площадка для парка была разделена на 62 участка – для строительства особняков. Продать их состоятельным каталонцам так и не удалось, поэтому территорию стали обустраивать как обычный парк, а затем продали местным властям.

Сейчас здесь расположен дом-музей Антонию Гауди (его особняк был одним из трех купленных в парке). Помимо него в парке есть на что посмотреть: знаменитые мозаичные скульптуры, Зал ста колонн и, конечно же, изогнутая скамейка и знаменитая плитка Гауди, которой она выложена.

Билет на взрослого посетителя стоит от 22,5 €.

Адрес: Passeig de Gràcia, 43.

Как добраться: на метро до станции Passeig de Gràcia (L3).

Дом Мила

(испанское и каталонское названия идентичны: Casa Milà)

Почти таким же символом Барселоны, как и Саграда Фамилия, давно стал знаменитый Дом Мила. Это последняя «светская» работа архитектора. После ее завершения тот окончательно окунулся в строительство храма Святого Семейства, иногда его ошибочно называют СОБОР. Гауди, опять же, тяготея к плавным и изогнутым линиям, создает удивительный и запоминающийся фасад.


Дом Мила – один из символов Барселоны

Он, к слову, жителям Барселоны понравился не сразу, и за грузный внешний вид здание прозвали Каменоломней. Однако это не помешало Дому Мила стать первым сооружением XX века, включенным в Список ЮНЕСКО.

Дело в том, что Гауди, действуя в соответствии со своими принципами, продумал мельчайшие детали не только декоративные, но и функциональные. В Доме Мила Антонио Гауди продумал вентиляцию в помещениях таким образом, что и по сей день в нем не требуются кондиционеры. А межкомнатные перегородки в каждой квартире хозяева могу перемещать по своему усмотрению.

И, конечно, главным новшеством того времени стала подземная парковка, тоже спроектированная знаменитым архитектором.


Интерьер внутри Дома Мила

Дом Мила с 2005 года входит в Список Всемирного наследия.

Адрес: Provença, 261-265.

Как добраться: на метро до станции Diagonal (L3, L5). Купить билеты в Дом Мила (casa Mila) без очереди с аудиогидом.

Школа Саграда Фамилия

(исп. Escuelas de la Sagrada Familia, кат. Escoles de la Sagrada Família)

Построенная в составе комплекса храма Святого Семейства, школа поражает своей простотой и изящностью одновременно. Это, наверное, одна из самых неприметных на первый взгляд достопримечательностей Антонио Гауди. В ее конструкции удивительно гармонично сочетаются красота и функциональность.

Так, причудливая крыша служит не только украшением, но и без остатка отводит дождевые воды. Кроме того, здание полностью соответствует церковным требованиям.


Школа Саграда Фамилия может претендовать на звание самой оригинальной в мире по своей конструкции

Спустя несколько лет после окончания строительства школы, Гауди и сам переехал сюда жить, чтобы быть максимально близко к главному делу своей жизни – Собору Святого Семейства.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401.

Как добраться: на метро до станции Sagrada Familia (L2 и L5).

© gettyimages.com

Испания известна не только корридой, хорошими пляжами, зажигательными женщинами, вкусной паэльей и сангрией. Испанская архитектура считается самой интересной в мире и действительно достойна восхищения. tochka.net расскажет, куда стоит ехать, чтобы увидеть интересные сооружения Испании.

  • Достопримечательности Испании - Sagrada Familia, Барселона

Адрес : Calle Mallorca, 401, 08013, находится возле станции метро Sagrada Familia (голубая линия L5 или фиолетовая L2)

Если театр начинается с вешалки, то знакомство с Барселоной - с главной улицы La Rambla и Собора Sagrada Familia. Самую грандиозную постройку великого Антонио Гауди уже увидели более 3 млн. туристов. Современные архитекторы все еще достраивают творение знаменитого испанца и планируют завершить в 2026 году. Возле церкви находится красивый парк с экзотическими растениями. Уличный актер возле Sagrada Familia украшен цветами. Сделай фото на память о цветущей Барселоне, и он подарит тебе камешек на счастье.

  • Достопримечательности Испании - Сasa mila la pedrera, Барселона

Адрес: Passeig de Gracia 92, параллельно с главной улицей La Rambla, на перекрестке улицы Carrer de Provença и бульвара Passeig de Gracia

Каза Мила а Педрера называют самым таинственным шедевром Гауди. У этого дома много названий - Каменоломня, Осиное гнездо или Мясной пирог. Ла Педрера считают вершиной современной архитектуры и называют самым совершенным проектом Гауди в гражданском строительстве. Продуманная система вентиляции позволила не использовать кондиционеры, здесь есть подземный гараж, а межкомнатные перегородки в каждой квартире можно перемещать по своему усмотрению. Кроме того, в Каза Мила нет никаких углов в их классическом виде. В Барселоне есть немало необычных зданий, спроектированных великим архитектором Антонио Гауди.

  • Достопримечательности Испании - The Torre Galatea Figueras, Фигерас

Адрес : Площадь Гала-Сальвадор Дали, 5, E-17600, Фигерас

История этого сюрреалистического здания с красным фасадом и гигантскими яйцами на крыше началась в 1974 году. Когда-то здесь стоял заброшенный театр, который разрушили во время гражданской войны в Испании. Местная легенда гласит, что мэр города увлекался творениями Сальвадора Дали и как-то попросил его подарить картину городской администрации. Сальвадор глубоко растрогался и решил основать целый музей. Великий художник принимал активное участие в строительстве и проектировании сооружения. А такая необычная архитектура здания объясняется такими же интересными взглядами художника. Дали считал, что хлеб и яйца - это самая полезная еда.

  • Достопримечательности Испании - Tenerife Concert Hall, Санта-Крус-де-Тенерифе, Канарские острова

Адрес: Avenida de la Constitución, 1, 38003, находится возле Марин-парка, рядом находятся башни-близнецы Торрес-де-Санта-Крус.

Космическое здание Концертного холла Тенерифе было построено в 2003 году одним из лучших архитекторов в мире Сантьяго Калатрава. Концертный холл считается самой красивой постройкой на всех Канарских островах. Полностью сделано из бетона, здание занимает 23 тыс. м². Одно из самых интересных ее частей - крыша. Она имеет форму волны, поднимается над основным залом на 58 метров, затем изгибается вниз и сужается. Снаружи имеются две террасы: с Atlantic Terrace открывается невероятный вид на океан, а с City Terrace можно любоваться видами города. Основной зал "Симфония" занимает 6 471 м² и имеет 1616 посадочных мест. Зал оборудован органом.

  • Достопримечательности Испании - Edificio Mirador, Мадрид

A post shared by Architecture from the world (@archifromtheworld) on Jan 30, 2017 at 2:19am PST

Адрес: Princesa de Éboli, 13-21, станция метро Antonio Saura

Это здание называют дом-панорама. Кажется, что во время проектирования необычного здания архитектор вдохновлялся конструкторами "Лего" из детства. Такую интересную смесь цветов и форм разработало голландское Архитекторское бюро MVRDV. Здание в форме прямоугольника достигает 63,4 м в высоту. На высоте 36,8 м по центру находится большая дыра. Причудливое отверстие служит смотровой площадкой, здесь находится также мини-сад. Эти приманки доступны для общего пользования. Вся постройка разделена на 9 частей, каждая из которых выделяется отдельной текстурой, цветом и материалом. Также каждый из этих блоков имеет свое планирование и различные типы квартир.

  • Достопримечательности Испании - Torres KIO, Мадрид

Адрес: площадь de Castilla, 28046

Офис компании Torres KIO больше известен под названием Врата в Европу. Это вторые высокие башни-близнецы в Испании после Torres de Santa Cruz в Санта-Круз-де-Тенерифе. Стеклянные башни Torres KIO насчитывают 26 этажей. Высота каждой из башен 115 метров, с наклоном 15°, они являются первопроходцами в области строительства наклонных высотных зданий. Западная башня имеет вертолетную площадку на крыше, раскрашенную в синий цвет, на восточной башне находится вертолетная площадка красного цвета. В 1995 году как раз в одной из башен Torres KIO снимали фильм "День зверя"

  • Достопримечательности Испании - Guggenheim Museum, Бильбао

A post shared by fidiwik (@fidiwik) on Apr 26, 2017 at 4:44am PDT

Адрес: Avenida Abandoibarra, 2, 48001. Поблизости находится автобусная остановка Euskotran, станция метро Moyúa.

Музей современного искусства в Бильбао поразит своим дизайном. Здание находится на берегу реки Нервьон и является филиалом музея современного искусства Соломона Гуггенхайма (американского мецената). Музей был построен по проекту американо-канадского архитектора Фрэнка Гери. Уникальная здание из стекла, известняка и титана стало самым зрелищным сооружением мира в стиле деконструктивизма. Своими абстрактными формами здание напоминает футуристический корабль, символизирующий путешествия. Часто музей Гуггенхайма сравнивают с самолетом, суперменом, птицей или цветущей розой. В музее представлены выставки испанских художников и художников из-за границы. Также здесь часто можно увидеть экспонаты из постоянной коллекции музеев Гуггенхайма в других странах.

На архитектуру Испании накладывали отпечаток различные исторические события, развитие культурной жизни населения.

Архитектура Испании выделяется тремя основными стилями: мавританский, романсный и готический, об особенностях которых мы вас познакомим.

Мавританская архитектура Испании VIII-XI века

Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.

В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном.

Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.

Сооружения в стиле мавританской архитектуры в Испании

  • мечеть Мескита в Кордове;
  • Хенералифе в Гранаде;
  • минарет Харильда в Севилье;
  • мечеть Мескита в Кордове;

Романсная архитектура Испании XI-XIII века

В период XI-XIII вв. происходит одно из самых значимых исторических событий в Испании — Реконкиста. Это крестовые походы христиан против мавров с целью возвращения своих территорий. В это время происходит усиление влияния церкви, и распространение религиозных догм происходит наиболее интенсивно. А постоянные вооруженные столкновения подвигли на строительство неприступных крепостей. Таким образом, в архитектуре Испании зародился новый стиль — романсный.

Для романсного стиля архитектуры Испании характерен суровый, и в тоже время, живописный внешний вид. Сооружения возводились из крупных камней, стены украшались не красивой, витиеватой лепниной, а зубцами с целью защиты крепости в случае нападения. Большое количество создаваемых башен подчеркивает тревожное настроение того времени.

Сооружения в романсном стиле архитектуры Испании

  • собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела;
  • крепость Авила в Кастилии;
  • крепость Алькасар в Сеговии;

Готическая архитектура Испании XIII-XVI веков

На рубеже XIII века в строительстве религиозных сооружений начинает развиваться новое направление в архитектуре Испании — готика. Это направление было создано католическим монашеским орденом цистерцианцев, проповедующих аскетичный образ жизни, направленный на духовное развитие человека, без использования благ цивилизации.

Для архитектуры Испании в готическом стиле характерны формы ребер свода и использование стрельчатых арок. Одна из особенностей готики — большое количество капелл и сакристий, окружающих соборы, поэтому, сооружения в готическом стиле, как правило, разрастались в ширину, теряя ощущение высокого полета и монументальности.

В готической архитектуре Испании создавалась гладкая поверхность стен, на фоне которой оформлялось украшение в виде расплывчатых орнаментов. Эта особенность становится основополагающей во всей последующей архитектуре Испании.

Сооружения в готическом стиле архитектуры Испании XIII-XVI века

  • монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо;
  • монастырь Сан-Томе в Авиле;
  • церковь Санта Мария дель Мар в Барселоне;
  • собор в Бургосе;
  • Кафедральный собор в Леоне.

Многие сооружения в стране имеют смешанные стили, так как строительство соборов продолжалось по несколько веков. Поэтому, архитектура Испании является тем историческим воплощением воли правителей и желания простых людей.

Современная архитектура Барселоны: предназначение и отличие

Современная архитектура Барселоны удачно сочетается со старинными постройками, не внося никакой дисгармонии во внешний облик культурной столицы Испании.

Несмотря на то, что выдающимся архитектором большинства сооружений Барселоны является великий и неповторимый Антонио Гауди, современные разработчики смогли привнести в развитие зодчества много нового и интересного. Самые знаменитые сооружения современной архитектуры Барселоны мы хотим вам представить.

Башня Агбар

Особенности современной архитектуры Барселоны отразились в этом сооружении наиболее ярко, поэтому башню Агбар признали символом XXI века. Ночьюсооружение освещает весь город, благодаря светодиодной технологии, хотя построена архитектором Жаном Нувелем с использованием обычных строительных материалов: цемента, стальных прутьев и стекла.

В башню Агбар можно зайти только в холл первого этажа, но и это стоит того! Маленькие окошки пропускают тоненькие линии света, создавая ощущение нахождения в готической церкви с цветными витражными окнами.

Рыба Фрэнка Гери

Непонятные формы, блестящий внешний вид здания и испытываемый туристами шок после осмотра его творений — все это современная архитектура Барселоны в лице Фрэнка Гери. Сооружение в виде мерцающей рыбы, плывущей под водой, носит характер скульптуры и не имеет функционального применения.

Но испанцам нравится удивлять других, поэтому, и сооружение Гери имеет место быть. Дело в том, что при близком рассмотрении здания сразу становится понятно, что сверкающая издали рыба, казавшаяся золотой, на самом деле абсолютно прозрачная и пустая внутри!

И, как говорят в Барселоне, это только начало! Поэтому, можно ждать еще более оригинальных и неповторимых сооружений современной архитектуры Барселоне, где с удовольствием работают не только испанские, но и европейские знаменитые архитекторы.

Архитектура Мадрида экспериментального формата

Архитектура Мадрида представлена не только старинными сооружениями различных стилей и эпох, но и современными зданиями спальных районов, которые многим интересно будет посетить.

Рабочий квартал Валье-кас и район эмигрантов Карабанчель состоят из оригинальных зданий невероятно радужной и позитивной расцветки.

Архитектура Мадрида здесь представлена недвижимостью социального назначения, которая создает только позитивное настроение у небогатых людей, проживающих здесь.

Дом бен Ладена

Это сооружение является образцом уникальной архитектуры Мадрида, аналогов которой пока еще нет. Жилой дом с необычным открытым пространством посередине призвано разрушить стереотипное представление о строительстве социального жилья для малоимущих семей.

Таким образом, жилое здание, высотой в 21 этаж, получило смотровую площадку для свободного пользования. Помимо этого, дом разделен на 9 зон, которые различаются цветом, текстурой используемых материалов. За открытое пространство жители дома назвали его в честь лидера террористической группировки «Аль-Каида».

Уникальный проект

Руководство знаменитого футбольного клуба «Реал Мадрид» разрабатывает проект «Остров-курорт Мадридского Реала». Остров в виде эмблемы клуба будет находиться недалеко от Объединенных Арабских эмиратов. Здесь будут построены виллы, пятизвездочный отель, парк развлечений и музей «Мадридского Реала» и первый в мире стадион, одной стороной открытый морю. По проекту остров начнет функционировать в 2015 году.

Талантливый фотограф Марк из Испании снимает архитектурные достопримечательности, а затем обрабатывает снимки при помощи технологии HDRI.

Предлагаем вам совершить небольшое виртуальное путешествие в эту красивую страну.

Кафедральный собор в городе Куэнка , Испания:

Кафедральный собор Альмудена в Мадриде:



Висячие дома (Casas Colgadas) в городе Куэнка, Испания. Это тщательно отреставрированные знаменитые строения XIV века, в которых сейчас находятся Музей Абстрактного Искусства и ресторан:

Площадь Майор - главная достопримечательность города Саламанка. Единство замысла и исполнения сделали Площадь Майор одной из самых замечательных площадей Испании, а также превосходным местом для проведения различных торжественных церемоний.

Хрустальный дворец Crystal Palace в крупнейшем и известнейшем парке Ретиро в Мадриде:


Кафедральный собор испанского города Кадис. Является одним из самых больших в Испании, он выполнен в стиле барокко и неоклассицизма:

Базилика Сан-Винсенте (Basilica de San Vicente):

Главная площадь в Вальядолиде. Город Вальядолид в XVI -XVII вв. был столицей Испании. Сейчас это большой промышленный город на берегу реки Писуэрги:

Кафедральный собор Ла-Сео в испанском городе Сарагоса:

Собор Богоматери с Колонной в Сарагосе, посвященный Деве Марии, покровительнице Испании:

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...