Cмольный. Архитектурный ансамбль

Смольный собор и Смольный монастырь (Воскресенский Новодевичий монастырь) построены в стиле барокко по приказу императрицы Елизаветы, которая в старости намеревалась удалиться в монастырь.

Ансамбль построен по проекту архитектора Б. Растрелли (последняя работа великого зодчего). Строительство было начато в 1748 году, монастырь принял первых монахинь в 1764 году, но интерьеры Смольного собора еще долго оставались незавершенными. Монастырь просуществовал до 1797 года (до смерти последней из 14 монахинь), в корпусах расположился Вдовий дом.

Только к 1835 году по указу Николая I Стасов берется завершить начатое великим мастером.

Колокольня должна была стать самым высоким зданием в городе - 140 метров, но воздвигнуть ее так и не удалось, поэтому доминантой монастыря стал Воскресенский собор, возносящийся ввысь своим пятиглавием (высота 94 метра).

Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой. Тройное и величественное здание поражает своей нарядностью, его купола видны в ясную погоду с колоннады Исаакиевского собора и кажется, будто церковь парит над землей.

Растрелли обогатил рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, не использовавшимися ранее в Петербурге. Он ставит их попарно, собирает в пучки, выделяя основные членения и углы. Живописный силуэт очерчен сложным беспокойным контуром. Смольный собор отличается объемным, трехмерным построением. Он равноценно воспринимается со всех сторон.

В ансамбле монастыря живописное богатство, близкое по духу древнерусскому зодчеству, сочетается со строгой петербургской симметрией и регулярностью. Смольный Воскресный монастырь, ярчайший образец позднего барокко, считается одним из самых красивых зданий не только Санкт-Петербурга, но и России.

После революции Смольный собор превратили в склад. А во время Великой Отечественной войны здание было сильно разрушено. Отреставрированный собор в 1990 году превратился в Концертно-выставочный комплекс.

В 1764 году в свободных помещениях монастыря открылось первое в России учебное заведение для девочек дворянского происхождения - институт благородных девиц. Первоначально сюда принимали девочек-сирот. Условием приема были заслуги отца перед Родиной. Основал институт И.И. Бецкой - один из самых образованных и деятельных вельмож времен царствования Екатерины II. По его инициативе были открыты воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге. Со временем, Смольный институт стал самым престижным женским учебным заведением. Патронессой стала сама императрица, которая лично присутствовала на выпускных экзаменах.

В 1806-1808 годах к югу от монастыря было построено специальное здание для Смольного института благородных девиц (здание в стиле классицизма по проекту Дж. Кваренги).

В августе 1917 года в этом здании разместился революционный штаб.

В 1923-1924 годах при въезде на аллею Смольного возведены пропилеи (В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх).

Сегодня в Смольном находится городская администрация.

Пока живо поколение, обучавшееся в советских школах, Смольный монастырь, или просто «Смольный», будет связан с В. И. Лениным. Да и спустя десятки лет в истории этого страницы, связанные с 1917-1918 годами, будут самыми яркими. А времена, последующие за этими событиями, самыми трагическими. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального зодчего.

Название как адрес

Сама история возникновения названия монастыря довольно интересна, как и почти каждого объекта в Санкт-Петербурге. До возникновения Северной столицы эта территория являлась пограничной зоной. В селе Спасовщина, сразу же, как только шведы возвели на противоположном берегу на этом месте был возведен форт Сабина. Адмиралтейская верфь - одна из первых построек зарождающегося города-крепости. Именно для ее нужд и построили Смоляной двор. За местом закрепилось соответствующее название. Смольный монастырь, возникший здесь позже, как и подавляющее количество объектов, в своем названии содержит адрес собственного местонахождения и... часть истории.

Желание императрицы - закон

Идея возникновения монастыря принадлежит императрице Елизавете Петровне, которая заранее побеспокоилась о своей старости. Ей хотелось тишины и покоя, а все это надежно гарантировал монастырь, настоятельницей которого царица собралась стать. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь был предусмотрен скорее как закрытое учебное заведение для девиц самого знатного происхождения. Естественно, что комфорт пребывания гарантировался любой из 120 воспитанниц. Для каждой предусматривались отдельные апартаменты со всеми необходимыми службами - эдакая отдельная комфортабельная квартирка. У настоятельницы же должен был быть отдельный дом.

Обер-архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места - дань памяти молодым годам, проведенным в (второе название Девичий), в своеобразном заключении, по повелению Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в это время занимал пост Ему поручили построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими его постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Самой главной отличительной чертой стало полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что учреждение не будет закрытым монастырем, подразумевающим полное отрешение от светской жизни, а явится, скорее, высшим учебным заведением для высокородных барышень. В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одной из важнейших строек страны.

Старина должна присутствовать

Но пожелания женщин изменчивы. А пожелания императрицы тем более. И вот уже в 1849 году начальный проект переделывается. Во-первых, снижается до весьма скромных местных размеров колокольня, задуманная Растрелли высотой в 140 метров и превышающая Петропавловскую звонницу. В новом проекте возникают черты старорусских монастырей. В частности предусматривалось наличие куполов: центрального - большого и массивного - в окружении 4 малых.

Стройка века

На новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большое количество средств и рабочих. В 1754 году на объект прибыла Елизавета. Увиденное потрясло ее настолько, что она тут же заразилась гигантоманией и велела для своего детища отлить колокол, который затмил бы Царь-колокол - его размеры должны были составить 6,5 метров в ширину, а весил бы он 20 000 пудов. Но императрица умирает, не дожив до торжественного освящения. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не ведется никаких работ. Без куполов и колокольни, неоштукатуренный комплекс обрастает мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II отстраняет Растрелли от дел. В течение десяти лет, с 1785 по 1795 годы, работы то велись, то замирали. И если бы не возникшее с приходом новой императрицы Воспитательное общество для девиц из благородных семей, которым надо было где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге так и остался бы невостребованным - там проживали всего 20 монашек.

С приходом Павла «благородных девиц» (или, как их называли, «смолянок») выселили, поселив на освободившееся место вдов. Очевидно, бывают такие здания, где, несмотря на их красоту, никто не может нагреть себе места.

Пришел хозяин

Полностью закончилось строительство при Николае I. Оно продолжалось беспримерно долго - 87 лет. Архитектор В. П. Стасов, выиграв конкурс, три года восстанавливал и реставрировал собор, и только в 1835 году комплекс был освящен. Он стал называться Собор всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которую являл собой Смольный монастырь (фото тому свидетель), российские мастера постарались внутреннее убранство сделать достойным творчества великого Растрелли. Зал отделан бал мрамором, хрустальная балюстрада и запрестольный образ работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем российской культуры. Единственное, что так и не было достроено, это колокольня, что, в принципе, уже не сказалось на внешнем облике собора. Он был прекрасен.

В наши дни все становится на свои места

Но пребывать в таком статусе монастырю до наших дней не дали революции, после которых эта жемчужина использовалась даже под склад. Бедняга закрывался, переходил из рук в руки; в 1990 году здание используют как концертно-выставочный зал.

Первый по прошествии стольких времен молебен проходит здесь только в 2009 году. С 2010-го Смольный собор используют по назначению - он открыт для богослужений. В 2011 году, почти через сто лет, в Смольном соборе были проведены Рождественские богослужения.

Соборный комплекс расположился на левом берегу реки. Смольный собор выполнен в стиле барокко. Здесь можно наблюдать сочетание архитектуры Европы и русского зодчества. Высота монастыря достигает почти 94 метров, что только подчеркивает его величие.

История возведения собора

История появления этого архитектурного памятника уходит в 1740 год, когда действующая императрица Елизавета Петровна приняла решение оставить престол и уйти в монастырь. Елизавета решила возвести монастырские стены на территории, где стоял дом, в котором прошла ее юность. Помимо самого монастыря, императрица планировала построить здесь же колокольню, домовые церкви и институт для молодых девушек, которые имеют дворянские корни.

Смольный собор, архитектором которого стал Ф. Б. Растрелли, начали строить в 1748 году. Но неожиданно начавшаяся война заставила отложить строительство на неопределенный срок. В связи с недостатком финансирования строительные работы шли очень медленно. Достроить Смольный собор удалось архитектору В. П. Стасову в 1835 году.

В 1922 году все имущество церкви изъяли, что в итоге привело к закрытию Собора Смольного монастыря в Петербурге в 1923 году. Тем не менее, спустя несколько лет его все-таки открыли, в то время как другие церкви и сегодня стоят закрытые. В 1990 году главным событием стало открытие концертного зала, функционирующего и сегодня.

Смольный собор в Петербурге – видео

Режим работы Смольного собора

В Питере Смольный собор расположился вдали от исторического центра города, поэтому многие туристы попросту не добираются до этого удивительного места. Собор стоит в очень живописном месте недалеко от набережной.

Добраться до собора можно на метро. Для этого нужно доехать до станции «Чернышевская». Однако путь до собора от станции не близкий. Поэтому лучше воспользоваться маршрутным такси номер К-76, которое довезет вас непосредственно до площади Растрелли.

При посещении Смольного собора необходимо уточнить режим работы. В летнее время собор работает ежедневно с 10.00 до 19.00. В среду собор закрыт для посещений. Зимой собор открывается в 11.00, а закрывается в 19.00. Среда по-прежнему остается единственным выходным днем. Вход в храм свободный.

Отправляясь в Смольный собор, необходимо также знать расписание богослужений. Утренняя божественная литургия начинается каждый день в 7 часов утра. Окончание вечерней литургии приходится на 20.00.

Не менее красив, популярен и величественен Казанский собор в Петербурге. Большое количество туристов посещают его ежедневно, наслаждаясь прикосновением к прекрасному.

Вид собора в наши дни

Собор Смольного монастыря в Петербурге в наши дни сохранил свое первоначальное обличие. Стены окрашены в белые и голубые тона. В соборный комплекс входят:

  • Четыре церкви, которые располагаются вокруг храма;
  • Жилые помещения, украшенные великолепными аркадами;
  • Домовые церкви;
  • Четыре колокольни.

Изначально архитектор Растрелли, который занимался строительством собора, хотел возвести однокупольный храм. Однако Императрица Елизавета настояла на том, чтобы церковь была пятиглавой. В итоге пришли к компромиссу, и построили храм с одним большим куполом и четырьмя маленькими куполами, которые служат колокольнями. Эти четыре купола имеют два яруса. На нижнем ярусе расположена непосредственно звонница.

Одной из главных достопримечательностей собора является ажурная ограда необыкновенной красоты. Эта ограда является высокохудожественным произведением искусства, созданная по проекту архитектора Стасова.

Внутренняя отделка собора Смольного монастыря в Петербурге имеет величественный вид. Зал, в котором проходят ежедневные богослужения, отделан мрамором. У алтаря находится хрустальная балюстрада. В наше время в храме сохранены главные иконы, которыми украшен главный зал собора. Это оригинальные иконы «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В Питере Смольный собор считается великим памятником архитектуры. В наше время здесь проводят концерты и выставки, связанные с историей города. Кроме того, здесь организовывают выставки художественно-прикладного искусства.

Русское барокко.Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки. (пл. Растрелли, 3/1)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Смольный монастырь, фотография 1852 года

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 Холст, масло ГМЗ Царское Село

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора).

Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости - Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

Общество благородных девиц

В мае 1764 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Общества для воспитания 200 благородных девиц при Смольном монастыре. Таким образом, в России впервые было создано учебное заведение для женщин. За образец были взяты закрытые учебные заведения Западной Европы, где было распространено совмещение образовательного и церковного учреждений. В частности, как прототип Смольного института упоминается Сен-Сирский монастырь в Париже.

Осуществить свои планы Екатерина поручила личному секретарю, видному государственному деятелю И.И. Бецкому. В основе взглядов Ивана Ивановича лежала концепция воспитания детей вне семьи. В результате должны были появиться идеальные люди, которые по вступлении в брак образовали бы идеальную семью, родоначальницу идеального общества.

Для этого и были предназначены закрытые учебные заведения, в которые принимались девочки-дворянки 5 - 6 лет с условием, что все 12 лет обучения они будут находиться в стенах Смольного. Родители давали обязательство не забирать их ранее, разве что по состоянию здоровья.

Смольный монастырь и институт. Рис. Д.КваренгиЗдания монастыря начали приспосабливать для Общества благородных девиц в 1764 - 1765 годах. Руководил строительными работами с 18 августа 1765 г. Ю.М. Фельтен. В ходе переделок наружные фасады монастырских корпусов не изменялись.

К 1766 г. значительная часть зданий была готова. Верхний этаж предназначался для воспитанниц и педагогического персонала, в нижнем разместилась прислуга. Восточный фасад монастыря занимал лазарет. В некоторых помещениях устроили третий этаж. Но со второй половины 1770-х годов строительные работы приостановились, заготовленные материалы начинают передавать на другие стройки.

Смольный, как видно от Большой Охты, 1851.Боголюбов

Смольный, как видно от Большой Охты, 1852.Боголюбов

Третья часть ансамбля - это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Вид на Смольный монастырь. Картины в 1841 году. Тонированный литография с акварели,Перро.

В 1740-е годы Елизавета Петровна, уже будучи императрицей, указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

СН. Беггрова, Санкт-Петербург.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.

Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Василий Петрович Стасов — русский архитектор.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было изъято всё церковное имущество.

Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже — только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся.

Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2010 году в честь 175-летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.

В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли[источник не указан 1076 дней], а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.

Угловая церковь в Смольном монастыре.


Раскрытый макет Смольного собора

Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии.

В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.

Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»)

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым.

Внутренняя башня

Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху - маленький луковичный купол, а ниже - во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны - пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов.

После необыкновенной легкости и жизнерадостности внешнего облика здания внутреннее убранство Воскресенского (Смольного) собора поражает своей неожиданной сдержанностью, холодноватой торжественностью. Здесь нет характерной для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых орнаментов. Причины этого кроются в продолжавшемся почти сто лет строительстве собора.

Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы - символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов - они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.

При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать достаточно сложную задачу. Со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Проект Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным украшениями, к тому же был дорогостоящим. Сторонник простых и ясных форм, Стасов несколько раз изменял проект интерьера, добиваясь простого и строго решения. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры. Кажется, что высокие арки увлекают за собой мощные пилоны и словно подталкивают вверх барабан высокого купола. По всему залу и в барабане купола расположены высокие окна, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, пронизанным светом.

К сожалению, не сохранилось декоративное убранство собора - резные, белые с золочением иконостасы, их великолепные балюстрады из хрустальных балясин, сверкавшие в лучах наполнявшего зал света, резная кафедра, бронзовые паникадила. До нас дошли только изображения интерьера собора второй половины XIX века.

Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, - настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они - восторженное проявление земного бытия.

Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями - символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной - символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов - символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл - вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на плафоне в спальне императрицы.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки - устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.

Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.

Ансамбль монастыря - это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...