Гегард армения история возникновения. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни

Более полное название - Гегардаванк, дословно - «Монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Дорога к монастырю

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

История

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Обитель назывался Айриванк, то есть “пещерный монастырь”. Современное название относится к XIII веку, когда сюда, было перенесено легендарное копье.

В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили землетрясения.

Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения - вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци.

Расположенные по периметру монастырского двора, одно- и двухэтажные жилые и хозяйственные корпуса неоднократно обновлялись.

Достопримечательности

Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, - отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Осуществленные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Часовня Григория Просветителя

Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой, существовавшей здесь, пещеры. Сохранившиеся на сводах, следы штукатурки с остатками фресок темной тональности свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные, на прилегающих к ней скал, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

Главный храм

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу - снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада - лев, нападающий на быка, - символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится, примыкающий к скале, притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку, украшающих стены, рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре - голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Взамен кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи - орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях - родовой герб князей Прошян.

Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны, очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века, изображения сирина - фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви - человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош - Папака и его жены – Рузукан, высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.

Туристам

Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Большинство людей, приезжающих в Гегард, также выбирают для посещения близлежащий храм в Гарни, расположенный ниже по течению реки Азат. Посещение обоих мест - настолько распространённое явление, что экскурсия коротко называется «Гарни-Гегард».

Посетить храм Гарни и монастырь Гегард — это первое, что приходит в голову, когда интересные места в Ереване уже осмотрены. Они находятся к востоку от столицы, и путешествие сюда как раз займет полдня-день.

Храм Гарни

Этот храм — единственный в Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. То есть, он был построен еще до того как страна приняла христианство (первая в мире). Именно поэтому Гарни кардинально отличается от всех остальных религиозных сооружений, больше походя на кусочек древней Греции прямо посреди армянских холмов.

Храм посвящен языческому богу солнца Митре и построен в 1 веке н.э. Вот такая древность! Еще более удивительно, как именно он смог уцелеть, ведь после принятия христианства все языческие храмы были уничтожены.

Крепость Гарни начали строить еще до н.э. в неприступном месте на скальном уступе на берегу реки Азат. Именно отсюда урартский царь выдвинулся в сторону Еревана, где и основал еще одну крепость — Эребуни, впоследствии ставшей столицей.

Ущелье реки Азат

Основание храма — это высокий базальтовый подиум, на который можно попасть только по крутой лестнице. Внешне Гарни очень напоминает храм в Афинах: треугольная крыша и 24 гигантских колонны.

Гарни Армения

Примечательно, что стены и потолки очень искусно украшены — уже тогда армянские мастера скульптуры были на высоте.

В 17 веке здесь произошло сильное землетрясение и языческий храм Гарни был сильно разрушен, его куски разбросало по ущелью реки. Но благодаря кропотливой работе ученый и местных жителей сооружение удалось восстановить.

Рядом со святилищем можно увидеть остатки бани, царского дворца и крепости, а если спуститься вниз к реке — необычные шестиугольные призмы правильной формы в скалах.

Стоимость входа в Гарни:

1200 драм с человека (1500 вечернее посещение). Экскурсия на иностранном языке 2500 драм. В каждую последнюю субботу месяца — вход для всех бесплатный.

Для граждан Армении: 250 драм со взрослого/100 драм с ребенка до 18 лет.

Время работы музея Гарни:

Воскресенье: с 09:00 до 15:00

После Гарни мы поймали местный автобус до ближайшей деревни, откуда до монастыря Гегард оставалось пройти 4 км. На такси ехать не хотелось — места-то красивые! Зато пока шли по дороге вдоль деревень наелись ягод тутовника, яблок, алычи. Жалко виноград еще не поспел, так бы и его умяли;-) Места действительно классные.

Гегард — одна из самых популярных достопримечательностей Армении, и внесен в список наследия Юнеско. Название переводится как «копье», ведь, как гласит легенда, здесь хранилось копье, которым пронзили Иисуса Христа во время распятия.

Первый монастырь на этом месте был основан в 4 веке, но позже он был разрушен арабами. Сейчас в монастырском комплексе несколько церквей, в том числе и пещерная с родником. Армянские церкви все отличаются аскетичным убранством, в отличие от русских православных церквей. Но в Гегарде вот прямо по мужицки сурово, особенно в скале с родником: приглушенный свет и полумрак, где-то в темноте журчит родник с холодной водичкой….

Люди выстаивают очередь, чтобы набрать воды, приходиться подсвечивать телефоном — ничего не видно.

Главная церковь называется Катогике

Монастырь Гегард Армения

А пристройка с запада, прикрепленная к скале — Гавит. Ее использовали для собрания, обучения и принятия паломников.

Нас очень впечатлила резьба по камню внутри — очень искусно и красиво вырезано.

Гарни нас как-то не особо впечатлил, а вот Гегард суров, но красив. Очень атмосферное место, обязательно съездите в эти места.

Как добраться в Гарни и Гегард?

До Храма Гарни из Еревана ходят маршрутки (№266) и автобусы (№284). Они отправляются с небольшой автостанции, что позади автосалона «Mersedes». От проспекта Маштоца в центре туда можно доехать на 51 городской маршрутке. Стоимость автобусов в Гарни 250 драм, в пути полчаса, а отходят они каждый час.

В самом поселке вас высадят на главной дороге, откуда надо будет пройти направо около 500 метров до входа в комплекс.

До монастыря Гегард общественный транспорт не ходит, а от Гарни до Гегарда около 10 км. У главной дороге вас будут ловить таксисты, предлагая уехать в монастырь и обратно за 2000 драм — хорошая цена. Либо можно там же поймать автобус №284 до селения Гохт, откуда еще 4 км пройти пешком или доехать автостопом.

Самый комфортный вариант — договориться с такси еще в Ереване. Туда и обратно они возьмут около 10 тыс. драм за машину (всего 80 км пути).

На северо-востоке, в семи километрах от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый Гегард, славящийся своею скальной архитектурой, успешно соперничающей с наземными постройками.

Он относится к типу крестово-купольных церквей с легкими и пропорциональными архитектурными формами. Внешний облик храма согласуется с его интерьером, особенно выразителен переход от сумрака низа до насыщенного светом высокого подкупольного пространства.

Из села Гарни следует подняться по ущелью реки Кармиргет, около 8 километров выше крепости. Это самый живописный, но и самый трудный путь, с несколькими переправами вброд через неглубокую, но быструю речку.

Более удобно для пешеходов асфальтированное шоссе, ведущее из села Гарни. Оно постепенно поднимается по западному склону хребта и, сделав несколько крутых поворотов, на шестом километре достигает сравнительно ровной площадки. Отсюда вправо ответвляется на Гегард новая асфальтированная дорога, спускающаяся по косогору в ущелье. Сделав 2-3 зигзага, она приводит к крутому обрыву над ущельем, на дне которого струится Кармиргет. Миновав каменистый проход, образующий естественные ворота, дорога круто спускается к реке. Это и есть Гехардское ущелье.

Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в синеву неба, в окружении суровой и величественной природы. Указателем пути к нему служит фигура львицы на высоком пьедестале у крутого поворота дороги, неожиданно открывающего вид на монастырь.

Время основания Гегарда точно не установлено. Вероятнее всего, на этом месте в начале IV века была основана обитель, получившая название Айриванк (пещерный монастырь) из-за своего расположения в естественных и искусственных пещерах.

Позднейшее название монастыря - Гегард, церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьем, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос одним из стороживших его римских легионеров. Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, сохраняется в музее Армянской церкви в Эчмиадзине.

Хроники армянских историков IV, VIII и X веков сообщают о величественных храмах, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках Айриванка-Гегарда. Монахи здесь давали пристанище и пищу запоздалым путникам, нерешавшимся после наступления темноты проходить через ущелье Гарни.

В IX и X веках монастырь неоднократно опустошался захватчиками-арабами и в 923 году был разграблен и сожжен. Погибло множество ценных рукописей и прекрасных строений, до нашего времени не дошло ни одного первоначального сооружения древнего монастыря.

Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня св. Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Часть ее вырублена в скале, от тех времен в ней сохранились небольшие фрагменты фресок темной тональности, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни.

В 1215 году был возведен главный храм - Катогике, четырехколонный притвор к нему был пристроен десятью годами позднее. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря - Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником.

Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов, усыпальница Папака из рода Прошянов и его супруги Рузукан. Эти шедевры подземной архитектуры принесли Гегарду заслуженную славу. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии: в одной из них обитал известный армянский историк XIII века Мхитар Айриванеци.

Основные, предназначенные к осмотру памятники Гегарда занимают середину монастырского двора. Расположенные по его периметру жилые и хозяйственные постройки неоднократно обновлялись, а иногда и перестраивались от фундамента в XVII веке, некоторые реконструированы в XX веке.

В немногих храмах Армении можно встретить такое богатое скульптурное убранство; растительная и геометрическая орнаментика здесь щедро комбинируется с объемными изображениями животных. Не менее привлекательны высеченные под барабаном купола рельефы с изображениями голов животных, птиц, человеческих масок, различных розеток, образующих своеобразный скульптурный фриз.

В западные приделы второго этажа ведут изящные лесенки. Такое количество самостоятельных молелен в одном храме, где богослужения могли бы совершаться одновременно, едва ли вызвано только архитектурными соображениями.

Имеются основания полагать, что это было вызвано желанием состоятельных прихожан обладать в храме постоянным собственным местом. Конечно, это место покупалось, что было выгодно и церкви.

К западу от главного храма находится притвор, одну из стен которого заменяет утес. Почти одновременно с сооружением притвора строители углубились в толщу туфобрекчии (мелкозернистой горной породы, легко поддающейся обработке), изваяв в ней в два яруса несколько помещений, которые и по сей день вызывают неподдельное изумление у многочисленных посетителей своими архитектурными формами и богатой скульптурной отделкой, характерными для армянского искусства XIII века.

Две северные двери по сторонам ниши ведут из притвора в иссеченные в скале помещения первого яруса. Через левую посетитель проходит в небольшую церковь Авазан с планом в виде неполного креста без южного крыла, которое нельзя было поместить из-за недостаточной толщины оставшейся скалы, выходящей в притвор.

Восточное крыло церкви занято алтарной апсидой, убранной полуколонками и арочками. В северном - устроены два бассейна для воды, которая струится из подземного родничка, пользующегося суеверным уважением у женщин, лишенных радостей материнства.

На месте южного крыла в стене высечены три небольшие ниши, они разделены полуколонками и охвачены общим обрамлением, украшенным тонкой резьбой.

Скала внизу имеет светло-серый оттенок, переходящий к куполу в теплые тона, что в сочетании с более ярким освещением верха особенно рельефно выделяет дуги арок и веера сталактитов. Через правую дверь входим в сумрачную усыпальницу, слабо освещенную из отверстия в вершине восьмигранного шатра, венчающего своды.

Прямо перед входом - лоджия с массивным столбом, от которого перекинуты арки к стенам. Здесь похоронены князь Прош и члены его семьи. Это следует из восьмистрочной надписи, помещенной на южной стене церкви Аствацацин. Над арками всю стену занимает барельеф, изваянный очень строго, без излишних подробностей.

В тени под сводом - голова быка, держащего цепь, которой охвачены шеи двух львов. Между львами, ниже цепи - орел, когтящий ягненка. Полагают, что здесь изображен герб княжеского рода Прошянов.

Западная стена украшена полуколонками с арочками, восточная - большим орнаментированным крестом между дверью и маленькой часовенкой. Светлое пятно двери прорезает синеватый сумрак усыпальницы. Можно подумать, что за нею зажжена большая люстра, освещающая богато убранную резьбой церковь Аствацацин. На самом деле свет спокойно льется из проема в вершине купола, озаряя сиянием свод и стройный барабан.

Барабан свода разбит арочками на двенадцать частей и переходит в четыре арки, покрытых рядами резных трилистников, идущих в шахматном порядке, точно пчелиные соты. Арки опираются на стройные полуколонны, которыми украшены внутренние углы стен церкви, образующие в плане крест. Алтарная апсида на возвышении украшена орнаментом из ромбов, полуколонками с арочками и превосходным карнизом. По сторонам ее в стенах вмонтированы две панели, имитирующие большие хачкары.

Церковь Аствацацин имеет три придела, два - подле алтаря и третий в северном крыле. Южное крыло помещено столь близко к поверхности, что строитель смог открыть в нем окно, через которое видна стена стоящей рядом Катогике. Поднявшись по наружной лестнице к западу от притвора и пройдя через узкий коридор в скале, попадаем во второй ярус подземных сооружений.

Это усыпальница сына Проша, князя Папака и его супруги Рузукан. Просторное помещение с четырьмя колоннами посредине, соединенными арками между собой и со стенами, освещается через отверстие в сферическом куполе. Света в нем достаточно лишь в летнее время, когда солнце стоит лишь высоко над головой.

Над головой - сталактитовый купол с окном в вершине, одинаковый по рисунку с куполом притвора и не уступающий ему по изумительной тонкости резьбы. Его несут две пары перекрещивающихся арок, которые опираются на полуколонны, выступающие из стен центральной части церкви. Три крыла, открывающиеся в подкупольную часть между колоннами, имеют вид глубоких сводчатых ниш, окаймленных арками несколько вычурной формы, исполнимой лишь в монолите скалы.

Сейчас трудно сказать, как был технически осуществлен весь этот сложный замысел подземной архитектуры. Откуда начинали и как вели в скале работы; как производили в скале подземную разбивку, которая должна была в строгой последовательности направлять инструмент мастера. Здесь нужно было работать наверняка, без брака, ибо стоило только сделать лишнее или неосторожное движение рукой, как на тщательно обработанной поверхности архитектурной детали или в узоре убранства появился бы непоправимый изъян, который в обычной наземной постройке можно устранить заменой испорченного камня.

И действительно, тут все продумано, взвешено и аккуратно выполнено. Все высеченные помещения имеют в вершине центрального свода световое отверстие. Можно предположить, что именно с него начинались работы по иссечению в скалах этих уникальных произведений.

Монастырь Гегард входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.


    Несколько дней в Ереване и вы насытитесь его розоватыми стенами туфовых домов, чудесами Каскада, видами Арарата, прогулками по улицам и площадям. Самое время столицу Армении покинуть. Эту страну называют музеем под открытым небом. Заслуженно.



    С самого начала было решено передвигаться по Армении на такси.


    Во-первых, это относительно российских расценок недорого. В стране не так много возможностей заработать, поэтому извоз здесь один из наиболее распространенных видов мужской занятости. Как говорят сами армяне, «у нас страна такси».


    Во-вторых, передвижение на такси имеет и другие плюсы. Водители говорят на армянском. В Ереване это не слишком важно, русский язык здесь знают хорошо, но чем дальше вы удаляетесь от столицы, тем чаще будут встречаться языковые сложности. Как рассказали нам здесь местные жители, после 1992 года русский язык в школах был отменен, теперь его изучение возобновлено. Изучается он наравне с английским. «Вы извините, я последний раз на русском говорил лет двадцать назад» или «Я в армии так на русском говорил, что никто не верил, что армянин. Но давно это было», - как бы оправдываясь, говорят люди старшего поколения.


    В-третьих, присутствие местного жителя позволяет временами попадать в некоторые места даже после их закрытия. «Ну, пустите наших гостей, они ведь так хотели здесь побывать». И вот мы уже прогуливаемся в полном одиночестве у стен … В общем, у кое-каких стен.


    В-четвертых, это позволяет больше узнать о жизни в стране. Пока вы едете, обязательно завяжется беседа и представление о стране будет полнее. Задавая порой одинаковые вопросы разным людям, можно стать чуть ближе к истине.


    Но есть нюансы и в поездках на такси. Часто мы, путешественники подготовленные, знаем больше, чем таксисты. Точно знайте, куда вы хотите попасть и обзаведитесь картой страны. Возьмите телефон вашего водителя и сфотографируйте номер машины. Случаи бывают разные.


    Теперь отправляемся смотреть Гарни и Гегард (ориентировочно восемьдесят километров в оба конца от Еревана, при поездке на такси обошлись в 12 000 драм или около тысячи российских рублей).



    Расстояние от Еревана до крепости Гарни около тридцати километров. В этих местах люди поселились в III тысячелетии до нашей эры, в I тысячелетии до нашей эры. Такси обошлись в 10 000 теперть его изучение возобновлено.тысячелетии построили крепость. Римский историк Тацит назвал ее неуязвимой благодаря местоположению. Но удачное расположение крепости не спасло ее от разорения римскими войсками в 59 году. На этом история крепости не закончилась.


    В очередной раз удивляюсь тому, как далеко от своих границ ушли римляне и как сильно они влияли на завоеванные земли. Армения тех времен тоже этого не избежала, в том числе в архитектурном плане. Римские архитекторы, приложившие руку к тогдашнему строительству, находились под сильным влиянием греческих традиций. Крепость была восстановлена, а в 77 (76 ?) году на ее территории был построен Языческий храм Гарни, похожий на греческие храмы. Вот откуда на территории современной Армении появился храм, напоминающий нам об эллинах.


    Армяне приняли христианство и языческий храм использовался правителями как место для летнего отдыха. Простоял храм до землетрясения 1679 года (Гарнийское, семибалльное землетрясение, унесшее жизни 7600 человек). К этому времени храм был не в лучшем состоянии потому, что из его стен извлекались материалы - вторая параллель с историей римского Колизея. Первая заключалась в близких годах постройки (Колизей 72-80 годы, Гарни 77 год).


    Разрушенный Гарнийский храм до XX века, оставался кучкой камней, поросшей травой. Восстановили храм после Второй мировой войны по описаниям, сохранившимся в архивах Санкт-Петербурга и Еревана и по камням, в буквальном смысле. Проводились раскопки на месте землетрясения, изучался фундамент, доставали фрагменты стен и колонн из ущелья, куда их отбросило землетрясением, все систематизировалось, очищалось и приводилось в порядок. Недостающие элементы были вытесаны из базальта заново. За пять лет Гарнийский храм был восстановлен и стал не только историческим памятником, но и символом трудолюбия и упорства воссоздавших его людей.



    Десять минут езды от Гарни и вы у ворот Гегарда, скального монастырского комплекса. Точной даты его возникновения источники не дают, предание приписывает создание Гегарда Святому Григорию Просветителю (IV век). Рассказывают, что монастырь поначалу располагался в пещерах, как в естественных, так и в рукотворных.


    «Гегард» означает «копье». Такое название до этого именовавшийся Айриванком монастырь получил в связи с доставкой сюда на хранение наконечника копья, которым римский воин Лонгин пронзил Христа (имеется такое утверждение). Наконечник спрятали в этих укромных местах во времена арабских нашествий, в 1250 году. Сейчас он хранится в кафедральном соборе Эчмиадзина (продолжение темы обязательно будет). Более полное название монастыря - Гегардава́нк, «Монастырь копья».


    Гегард монастырь действующий. В одном из его залов проходил обряд крещения, в другом зале люди ставили свечи, на улице у входа расположилась небольшая компания с нарядными корзинами. Люди ожидали окончания крещения. В корзинах маленькие подарки для каждого участника праздничного события – таросики. Конечно, я не смогла пройти мимо и попросила разрешения сфотографировать такую красоту. Разрешили и мы разговорились. Конечно, спрашивают в первую очередь, откуда мы. Упоминание Краснодара уже привычно вызывает реакцию «свои». У всех армян в Краснодаре или в нашем крае кто-то есть. Может и бизнес-партнеры. После каждого разговора я обзавожусь новыми телефонами, именами и пожеланиями: «На Севан будете ехать, обязательно одевайтесь теплее. Там ветра. А еще лучше летом к нам возвращайтесь. А вы камешки бросали в отверстие в стене Гегарда? Бросьте и загадайте желание. И вот свечку праздничную сфотографируйте, это ребеночку дарят в день крещения и потом каждый год в день рождения ее зажигают».


    Мы распрощались и я пошла на звуки пения, в верхний зал монастыря.


    Полумрак аскетичного зала, старинные стены и проникновенное пение о чем-то печальном, наполняющее все пространство вокруг тебя – таким стало завершение нашего знакомства с монастырем Гегард.


    Храм Гарни.




    Окрестности храма Гарни.




    Где-то там "Каменная симфония", куда мы не добрались. Я так думаю.















    За стенами монастыря.






    Осень в самом разгаре.




    Возвращаемся во двор.




    Часть храмов монастыря Гегард полностью вырублена в скалах.




    Хачкары - явление средневековой армянской культуры, "крест-камни".


    Встречаются на кладбищах, в старых городищах, у родников, у мостов, у церквей.


    О них еще будет отдельный рассказ.




    Один из скальных залов монастыря с горельефом княжеского герба.






    Вот такие украшения, без золота и каменьев.






    В залах Гегарда.










    Те самые корзины с таросиками.







    Поющие в Гегарде.




    Использованы материалы сайта: http://ru-travel.livejournal.com/26680552.html

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...