Руанские улицы. Руан - руанский собор Руанский собор адрес

Нормандия – страна умиротворяющих сельских пейзажей, зеленых лугов, прекрасных готических замков и древних легенд. Это земля прославленного Вильгельма Завоевателя, который практически положил начало истории соседней Англии как государства. В нормандском Руане была осуждена и казнена легендарная Орлеанская дева – Жанна Д’Арк. В наши дни рядом с местом ее сожжения возвышается элегантный храм.

Улицы Руана являются настоящим музеем готической архитектуры. Здесь построено несколько сотен домов в великолепном стиле «пламенеющая готика». Изысканные фасады и шпили Дворца правосудия, украшенные тонким каменным кружевом, и невероятные витражи Руанского собора вызывают восторг даже у людей, равнодушных к архитектурным красотам.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Руане?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

На площади Вье-Марше была сожжена легендарная Жанна Д’Арк – героиня Столетней войны, канонизированная католической церковью в XX веке. Многие постройки, окружающие это место, так или иначе связаны с ее именем. На площади находится музей, посвященный памяти Жанны, а также памятник, окруженный цветочными клумбами и обозначающий место ее казни. По периметру площади стоят нарядные фахверковые дома, украшающие городской пейзаж.

Собор является одним из самых ярких памятников готической архитектуры Франции. Он был возведен в XIII столетии на фундаменте романской церкви XI века. К храму примыкает архиепископский дворец, который составляет с ним единый архитектурный комплекс. Колокольня собора достигает в высоту 151 метр. Архитектура храма произвела сильное впечатление на художника К. Моне, который создал серию картин, посвященных собору.

Аббатство было основано в VI веке, постепенно оно превратилось в самую влиятельную обитель в Нормандии. Монастырь просуществовал до IX века, пока его не разорили норманны-язычники. Восстановление произошло в XI веке при Вильгельме I Завоевателе. Первый храм обители был возведен в романском стиле, позже в XIV-XVI вв. здание было перестроено в соответствии с канонами готического стиля.

Храм выстроен в живописном стиле пламенеющей готики. Его шпили действительно напоминают языки каменного пламени, тянущиеся к небесам. Церковь возводилась в период 1437-1521 гг. на добровольные пожертвования меценатов. Храм украшен яркими искусными витражами XV века и изящными декоративными элементами. Во время Второй мировой войны храм был частично разрушен, восстановление завершилось в 2010 году.

Бенедиктинский монастырь XI-XII столетий, который сильно пострадал во время религиозных войн между протестантами и католиками. Некоторые постройки пришлось перестраивать, поэтому на территории аббатства есть здания как XII века, так и XVII столетия, и наблюдается некоторое смешение архитектурных стилей. Вокруг обители разбит живописный французский парк с живыми изгородями, фруктовым садом и огородом лекарственных растений.

Храм расположен на площади Вье-Марше. В XVI веке на его месте стоял готический собор, от которого остались только витражи. Церковь Святой Жанны построена в современной манере с использованием асимметричных архитектурных форм и интересных инженерных решений. Крыша конструкции символизирует языки пламени, в котором погибла Жанна. В комплекс церковных зданий также входит крытый рынок.

Башня является единственной сохранившейся постройкой Руанского замка, который был возведен для Филиппа II Августа. Для строительства укреплений использовался местный известняк. Сооружение было разрушено во время религиозных войн. Башня-донжон известна тем, что здесь в 1431 году проходил суд над Орлеанской девой. Однако Жанну держали в заточении в другой башне, ныне разрушенной.

Дворец считается одним из самых живописных зданий Руана. Он был возведен в XVI столетии по проекту Р. Ле Ру и Р. Анго и использовался для заседаний городского совета. Сооружение является ярким образцом светской готики. В наши дни во дворце заседает местный суд, также здесь располагаются два музея и библиотека. Дворцовый фасад напоминает причудливое каменное кружево, настолько искусно выполнены его декоративные детали.

Галерея является одной из крупнейших в Нормандии, ее постоянная экспозиция размещена в 60 залах. Особенно значимыми и полными считаются коллекции XVII и XIX столетий. Собрание содержит работы Модильяни, Ренуара, Ланкре, Моро, Моне и других мастеров. Помимо картин, в музейной коллекции есть скульптуры, графика, ювелирные изделия и мебель. В музее постоянно проходят временные выставки известных и признанных художников.

Музей существует с XIX века, он располагается в здании церкви XVI столетия. Изначально экспозиция размещалась в Париже, позже она была перевезена в Руан. Коллекция музея содержит изделия художественной ковки с римского периода до XX века. Многие экспонаты привезены из арабских и азиатских стран, а также из России. В музее можно осмотреть кованые решетки, предметы утвари, декоративные перила, вывески и многое другое.

Интерактивная выставка, которая погружает посетителей в атмосферу различных эпох. «Панорама» представляет собой огромный цилиндр из металла 34 метра в диаметре и 35 метров в высоту. Внутри этого цилиндра находится круговая объемная фреска, которая воспроизводит цепочку событий определенного исторического периода. В 2015 году это был 312 год – время принятия христианства императором Константином, в 2016 – панорама Руана времен Жанны Д’Арк.

Коллекция расположена в историческом особняке XVI столетия. Здесь собраны экспонаты, относящиеся к периоду XVI-XIX вв. Впервые на территории Франции секрет изготовления фаянса был раскрыт именно жителем Руана. До этого момента тайной владели только итальянские мастера. К XVII веку Руан прославился на весь мир своими керамическими изделиями. Во время экскурсии с гидом можно узнать о технологии изготовления керамики.

Пешеходная улица, расположенная между Рыночной площадью и Руанским собором. Вдоль улицы располагаются городские дома с фахверковыми фасадами. Ее название пошло от старых астрономических часов, которые расположены на каменной арке XVI века. Несколько столетий назад даже нанимали специального смотрителя, который следил за исправностью механизма и жил неподалеку от арки.

Сад был заложен в XVII веке. Сначала это была частная территория, однажды ей владел даже Наполеон Бонапарт. В XIX веке сад перешел в городскую собственность и стал доступен для всех. Некоторые части парка закрыты для посещения, так как в их пределах ведется исследовательская деятельность. В городском ботаническом саду есть большой розарий, где растут сорта, выведенные специалистами Нормандии.

Мост 2008 года, оснащенный подъемными конструкциями и обладающий большой пропускной способностью. Пролеты специально размещены высоко над водой, чтобы под ними могли спокойно проходить большие суда. Опорные колонны моста возвышаются над Сеной на 91 метр, длина пролетов – более 1 км. Сооружение было спроектировано инженерами Э. Зубленом и М. Вирложо. Стоимость строительных работ составила 155 млн. евро.

Руан – нормандский город на севере Франции . Готические памятники средневековья наполняют воздух непередаваемым ощущением таинственности и романтики, присущим этому времени. Небольшие улочки с плотной застройкой специфической архитектуры северной Европы только дополняют и без того мистическую картину.

За несколько месяцев до поездки, находясь еще дома, я глядел в монитор компьютера и рассчитывал варианты путешествия. Выделяя на Париж неделю, я великодушно отрядил два дня на выезд. Открыв карту Гугла , я внимательно вглядывался в окрестности Парижа и выявлял более-менее интересные города для посещения. Параллельно мониторил сайт французских железных дорог на предмет цены перемещения. В принципе всё было логично – чем меньше расстояние, тем дешевле.

Но была еще одна небольшая особенность – чем удобнее время поездки, тем она дороже. Т.е. совсем рано или совсем поздно можно добраться практически в два раза дешевле. И это меня сильно радовало. Перепробовав массу разных вариантов и изучив информацию в сети, я определился с местом и временем. Выбор пал на город Верхней Нормандии Руан .

Руан – история города

Руан — город достаточно древний. Историки предполагают, что он был основан кельтскими племенами еще в античные времена. И назывался он тогда Ротомагус (Rotomagus) . Во времена Древнего Рима на правом берегу Сены были построены термы и амфитеатр. Это говорит о том, что Руан был достаточно важным для римлян. Ведь в те времена каждый уважающий себя город должен был иметь амфитеатр.

Своего расцвета Руан достиг в средние века. В IX веке его повадились опустошать суровые норманны. И вскоре так им понравилось сие занятие, что они решили просто его захватить, да начать там жить. Так он стал столицей герцогства Нормандия . С этого времени Руан становится крупным портовым городом и начинает вести активную торговлю с Парижем .

В начале XIII века, благодаря нескольким неудачным войнам, Нормандия теряет свою независимость и входит в состав Французского королевства .

Находясь на севере Франции , Руан частенько являлся центром боевых действий. Особенно любили завоевывать его англичане. Во времена Столетней войны между Англией и Францией город был одним из важных стратегических пунктов.

Сейчас Руан не так велик, как в далеком прошлом, но это не мешает ему своими историческими местами и панорамными пейзажами заманивать в сети разнообразных любознательных путешественников. Чаша сия не минула и меня.

Из Парижа в Руан

Выйдя из отеля с утра пораньше, мы бодрым пешим шагом отправились на уже известный, благо идти было минут 15. Там нас поджидал поезд до Руана . Утренняя прогулка окончательно раскрыла глаза, и день начался.

На руках были распечатки билетов. Сами билеты были куплены еще дома за пару месяцев до поездки по цене 40 евро на двоих туда и обратно. В 8-20 утра мы тронулись, а в 9-50 стояли на вокзале Руана . Самый прозорливый читатель уже посчитал, что в пути мы провели всего 1,5 часа. Если учесть, что расстояние от Парижа до Руана около 130 км, то всё сходится.

От железнодорожного вокзала Gare de Rouen-Rive-Droite идет улица Жанны д’Арк (Rue Jeanne d’Arc ), по которой мы и отправились на осмотр города.

После Парижа город показался тихим, скромным и провинциальным. Скорее всего, он такой и есть. Народу на улице было совсем мало. Быть может, дело в том, что было воскресенье, да еще и утро. Но с течением дня народу так и не прибавилось – тихое и безлюдное место, что лично меня весьма порадовало – так как хотелось погулять по городу в спокойной обстановке французской провинции.

По улице Жанны д’Арк дошли до небольшого парка, в который не преминули заглянуть. В пустынном парке в маленьком пруду плавали лебеди. Мы стояли и умилялись, глядя на этих невозмутимых птичек.

Также нас неописуемо (слово то какое подходящее) порадовало наличие в парке бесплатного биотуалета, так как нам он уже понадобился.

Биотуалет в Руане — хоть живи там

Туалет отличался от российских синих практичных кабинок весьма существенно. Раковина с водой, мыло, бумага, сушилка – всё в наличии. Це ж «загнивающая» Европа , куда деваться. Примерно такой же туалет я наблюдал на территории Кремля . Ну, это к слову 🙂

Сделав все свои самые важные дела, мы двинулись на осмотр основных достопримечательностей Руана .

Руан – достопримечательности

Пройдя через парк с лебедями, мы вышли к Музею Изящных Искусств . Выглядит он не менее изящно, чем то что находится внутри. Хотя мы туда не заходили, но почитав информацию в сети, я понял, что музей весьма неплох.

Музей Изящных Искусств (Musée des beaux-arts de Rouen) в Руане был основан в 1809 году. Как известно, в это неспокойное время перемен, начавшееся после Французской революции , к власти пришел Наполеон . И он осуществил немало победоносных военных походов, сопровождавшихся неслабым разграблением поверженных территорий. Это были «сытные» времена для французских музеев.

Самые «сливки», конечно же, «снимал» Лувр . Но и регионам доставалось достаточно. В том числе и руанскому Музею Изящных Искусств . Коллекции росли, и к середине века места стало маловато. Было решено возводить новое здание музея. Так в 1877-1888 годах появилось здание современного Музея Изящных Искусств в Руане .

Руан – столица импрессионистов, и поэтому в музее одна из самых больших коллекций художников данного направления живописи. Среди них 11 картин основателя импрессионизма Клода Моне , в том числе одна из 50 картин цикла «Руанский собор» . Также имеется коллекция русских икон XVI-XIX веков.

Сразу за музеем скромненько стоят два готических здания. Бродя вокруг, мы предполагали, что это церкви. Лишь потом, уже после поездки, я узнал, что одно из этих зданий – это Музей Ковки , и внутри огромное количество соответствующих изделий. Такая информация стала для меня крайне неожиданной, и я понял, что плохо не знать местного языка, так как на здании была вывеска о том, что это музей. И мы, естественно, ничего не поняли, когда ее прочли.

Руан еще со средних веков прославился на всю Европу своими умелыми кузнецами. Плюс, наличие речного порта способствовало активной продаже и популяризации своих продуктов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что музей кованных изделий открылся именно здесь.

Музей Ковки (Musée Le Secq des Tournelles) открылся в 1921 году в бывшем здании церкви, построенной в далеком XV веке. Коллекция музея считается одной из самых больших в мире, и до сих пор регулярно пополнятся. В ней представлены, как произведения искусства, не имеющие особой практичной ценности, так и простые предметы быта средних веков. Многие экземпляры неординарны и эксклюзивны. Почитателям разнообразных ажурных железных штуковин будет интересно там побродить.

А если учесть, что все эти предметы древности вписаны в интерьер готической церкви, то станет еще интереснее там побывать, и насладиться средневековым антуражем.

Мы же решили им насладиться как-нибудь в другой раз. Если бы мы остановились в Руане на 2-3 дня, то по музеям был бы резон прогуляться, а в нашем случае однодневной поездки времени особо не было на степенное расхаживание средь предметов старины. Поэтому мы двинулись далее.

Соседнее с музеем здание до сих пор является для меня загадкой. Какая-то заброшенная церковь без табличек и прочих опознавательных знаков.

Очевидно, что раньше в этом здании была церковь. Что с ней случилось совершенно не ясно. Выглядит всё запустело, уныло, и даже мрачновато. Было ощущение, что сейчас из-за угла выскочат негры и нападут. Если бы на дворе стоял вечер, точно наверняка выскочили бы 🙂

Далее, по улице Rue Jean Lecanuet дошли до площади Шарля де Голля (Place du Général de Gaulle) , на которой расположилось административное здание мэрии города, а в центре площади памятник Салавату Юлаеву (привет Уфе 😉) генералу де Голлю на лошади. Это я так подумал, блуждая в лабиринтах логики. Раз площадь де Голля, то и памятник ему.

Оказалось, что это никакой не де Голль , да и откуда у него вдруг взялась лошадь. Памятник оказался самому обыкновенному императору Наполеону I . Справа от площади возвышается готика в виде церкви Аббатства Сен-Уэн .

Аббатство Сен-Уэн

Аббатство Сен-Уэн (Abbaye Saint-Ouen de Rouen) основано в далеком 553 году. В качестве основного собора была построена небольшая базилика. До того, как норманны начали «озорничать» на этих территориях, аббатство считалось одним из самых влиятельных. Но в IX веке пришли норманны и разорили его.

В XI веке во времена сильного Нормандского герцогства на месте старой базилики выстроили новую церковь – на этот раз в романском стиле. Но и ей пришлось не сладко. В 1248 году она сгорела.

В XIV веке неугомонные монахи начали очередное возведение церкви, на этот раз в готическом стиле. Ей повезло больше остальных – она дожила до наших дней, и радует глаз каждого посетителя Руана .

В наши дни никакого аббатства там, конечно же, не сохранилось. Здание, где жили монахи, в начале XIX века сделали мэрией Руана , а монашеский сад при церкви стал садом мэрии.

В самой же церкви тоже службы давно не ведутся, так как действующей она не является. Там периодически проходят концерты и выставки.

Лично мне такие церкви нравятся, поэтому пришлось немного полазить вокруг да около, подышать запахом камня XV века. Да и вообще, весь ансамбль церковь-ратуша-площадь симпатичен – чисто, опрятно и зелено. За строениями милый зеленый садик. И нет китайских туристов, да и не только китайских, совсем никаких нет.

От церкви Сен-Уэна направились вдоль по улице Rue des Boucheries Saint-Ouen , плавно перетекающей в улицу Rue Damiette . Сама по себе улочка впечатляет – домики жмутся друг к другу, как футболисты в «стенке».

Архитектура домиков в фирменном северном стиле под названием фахверк. «Фахверк» родом из Германии, но гордые французы строили практически такие же дома. Но стиль свой называли почему-то «коломбаж». Кто у кого украл стиль спорить не будем, пусть этим займутся те, кто получает за это деньги:-).

Вертя головами направо-налево, так и добрались до следующего пункта нашего путешествия – церкви Сен-Маклу .

Церковь Сен-Маклу (Église Saint-Maclou) строилась с 1435 по 1521 года. Одна из ярких представителей стиля «пламенеющая» готика. Сильно пострадала во время знаменитой высадки в Нормандию союзных войски во Вторую Мировую Войну . Получила два снаряда в «туловище», но была разрушена не полностью, что дало возможность после войны ее восстановить.

Готика действительно «пламенеющая», как пишут интернеты. Я с ними согласился. Очень готично и очень пламенеюще. Подобраться к ней поближе толком не удалось, так как в это время она была огорожена, и там шли ремонтные работы. Говорят, сейчас они уже завершены, церковь почистили, и теперь она еще красивше.

Также церковь интересна «чумным» кладбищем Сен-Маклу , находящимся по соседству.

Мы прошли по улице Rue Martainville вдоль церкви и увидели слева небольшие раскрытые ворота и стрелочку, приглашающую пройти внутрь. Слегка заинтриговавшись, мы согласились с приглашением и вошли.

Просочившись через невероятно узкий коридор-переулок, мы оказались в странном мистическом месте. Квадрат из старинных деревянных черных и мрачных домов, внутри небольшой сад. На лужайке «растут» разнообразные части тела, видимо из камня (навряд ли настоящие).

Части тела на кладбище Сен-Маклу в Руане

На стенах домов повсюду черепушки и какие-то загадочные символы и надписи. Ощущения специфические, как – будто находишься в склепе.

Прогулявшись и впав в небольшое смятение и задумчивость, мы вышли обратно. Как обычно, постфактум мы узнали, что это старое кладбище Сен-Маклу , на котором хоронили людей, погибших от чумы. Новых мертвецов закапывали в землю, а старые кости выкапывали и заботливо размещали на верхних этажах этих самых домов.

Одно время на первом этаже была даже детская школа. Я до сих пор пребываю в легком шоке от всей этой истории. Зашли мы туда случайно и не думали не гадали о том, где мы находимся. И внутреннее чувство нас не обмануло – там действительно веет каким-то злым духом смерти. Тем не менее, сходить туда было интересно.

После посещения кладбища Сен-Маклу всё пошло более-менее стандартно. Пройдя всего пару домов, мы вышли к главному религиозному сооружению Руана Руанскому Кафедральному собору . Как всегда – готический. Симпатичен, как и всё подобного рода. Частичный ремонт шел и там. Поэтому в объектив фотоаппарата непременно попадают разнообразные сооружения, которые с натяжкой можно назвать частью собора. Огромен, внушителен, и, по традиции, – красив.

Руанский Кафедральный Собор (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) строился поэтапно с 1145 по 1506 год. До начала строительства, на месте собора была базилика, которую разнесли в пух и прах норманны в IX веке. Потом построили романский храм. И в конце концов – современный готический.

Руанский Собор сильно пострадал во время бомбардировок Второй Мировой Войны . После чего был успешно восстановлен. В нем похоронен первый правитель герцогства Нормандия Роллон – выходец из Скандинавии . До сих пор норвежцы и датчане спорят о его национальной принадлежности. Почти как мы о Рюрике .

Высота собора – 151 м. В конце XIX века несколько лет считался самой высокой церковью мира, но вскоре был «переплюнут» . На сегодняшний день его «обставили» еще две церкви – Ульмский Собор (город Ульм в Германии ) и Нотр-Дам-де-ла-Пэ (в столице Кот-д’Ивуара городе Ямусукро ).

В свое время собор был облюбован Клодом Моне . Художник сотворил целый цикл, который так и назвал «Руанский Собор» 50 картин с трех разных точек в разное время года. Основная масса картин хранится в Музее Орсе в Париже .

От собора идет улица Rue du Gros Horloge , пройдя по которой можно наткнуться на знаменитые руанские астрономические часы Le Gros-Horloge . Чем-то похожи на пражские, только немного поскромнее и чуть менее информативнее – время, дни недели и лунные фазы. Серебряный шарик сверху часов говорит о том, в какой фазе луна. Судя по шару в тот день – было полнолуние (или нет:-)).

Механизм Руанских часов (Le Gros-Horloge) был изготовлен в 1389 году. Часы по праву являются самыми древними подобными часами во Франции . А механизм самым большим в мире. Диаметр циферблата около 2,5 м. В XVI веке часы поместили на нынешнее место, облагородив красивым позолоченным готическим фасадом.

Часы находятся на самой первой во Франции пешеходной улице. И она названа в их честь Rue du Gros Horloge.

«Часовая» улица Gros Horloge

Улица соединяет два больших собора и является главной туристической артерией Руана .

По пути к часам я бросил взгляд в один проулок и не смог удержаться, чтобы не пойти туда. Так заинтересовало меня это здание, которое оказалось Дворцом правосудия . Очередное готическое архитектурное строение, состоящие из огромного количества маленьких статуек, рассматривать которые можно пару лет.

Дворец Правосудия (Palais de justice) построен в XV веке. Один из ярких представителей готического стиля не только в Руане , но и в Европе в целом. Обильно «увешан» небольшими скульптурами и «веселыми» горгульями, дружелюбно глядящими с крыши здания.

Изначально задумывался как место сбора местных богатеньких буратин купцов для обсуждения насущных проблем. Потом стал главным зданием казначейства и местом размещения парламента. А в годы Великой Французской Революции играл роль суда. Да так им и остался в последствии.

Сейчас, помимо административной задачи, выполняет культурную, вмещая в себя два небольших музея.

Жаль там имеется забор, и проникнуть сквозь него сложно, да, наверное, еще и наказуемо. Не стали проверять. Лишь обошли его кругом. За дворцом встретилась интересная арка. Явно какой-то кусочек древности. Можно домысливать что там было раньше, используя воображение.

Вернулись обратно, и, пройдя через арку с часами, вскоре вышли на оживленную площадь, на которой решили немного перевести дух и собраться с мыслями. Дальше нашей занимательной поездки в Руан .

Руан – интересный город с хорошим подбором достопримечательностей, преимущественно готических. При этом сильно радует небольшое количество туристов. Спокойная и неторопливая прогулка по древнему городу, без постоянно снующих масс людей, и стояния в очереди на просмотр памятника – что может быть лучше 🙂

Одним из ярчайших памятников архитектуры готического искусства является Руанский собор (фр. Cathédrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери). Величественное сооружение находится в центральной части города Руана, расположенного к северо-западу от Парижа. Нотр-Дам де Руан включен в список национального наследия Франции и с 1979 года находится под защитой ЮНЕСКО.

История собора

История Собора Руанской Богоматери исчисляется тысячелетиями. Почти десять веков возвышается он на территории Франции.

Предшественница собора

Начало храму было положено в конце IV века. К этому времени относится упоминание о первой в Нормандии христианской базилике периода Римской империи. Позднее на ее месте возник епископский комплекс, который состоял из баптистерия и двух церквей, посвященных Богоматери и Св. Стефану. В 841 году комплекс был уничтожен норманнами, захватившими Руан.

Возведение и основание

Лишь спустя 70 лет, в 911 году, начались восстановительные работы. Вождь викингов Роллан получил от короля Карла III Простоватого (17 сентября 879 - 7 октября 929) титул герцога, а вместе с ним и земли Нормандии, при условии принятия им христианства. В 1020 году началось строительство храма в романском стиле. До наших дней от романской части сохранилась лишь одна крипта. Остальное здание отражает смену тенденций развития готической архитектуры.

Башня Сан-Ромен являлась самой ранней готической постройкой кафедрального собора. Она простояла почти 800 лет с момента возведения в 1145 году и была уничтожена во время Второй мировой войны при обстреле Руана войсками союзников. В собор попало 6 снарядов.

Историческая судьба

История храма отличается драматизмом. В 1200 году во время пожара обрушился его неф, что повлекло за собой перестройку всего здания. В 1202 году на романском фундаменте, заложенном Ролланом Пешеходом, герцогом Нормандским, началось строительство готического храма. Процесс затянулся на века, потому наблюдается разница в архитектурном стиле построек.

Порядок строительства Руанского собора:

  1. Башня Сан-Ромен возводилась в ранний период готического искусства.
  2. Работы над возведением трансепта были начаты в 1280 году, в расцвет «высокой» готики.
  3. Южная башня принадлежит позднему, «пламенеющему» периоду. Известняк, использованный для ее постройки, везли из Уэльса. Материал имеет желтоватый оттенок, отсюда название - Масляная башня. По другой версии эта часть храма строилась на деньги зажиточных горожан, уплаченные ими в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста.
  4. Работы над Центральной башней были закончены в 1514 году. В 1557 на нее водрузили деревянный шпиль с покрытием из олова. После удара молнии в 1822 году он сгорел. Реставрация велась с учетом канонов строительства XII века и была закончена лишь в 1876 году. Масса шпиля составила 1200 тонн, высота 151 метр. Благодаря ему собор оставался самым высоким зданием в мире вплоть до 1880 года.


Послевоенная реставрация

Последние серьезные реставрационные работы в храме проводились после Второй мировой войны. Подобно своим далеким предкам, английские и американские войска вновь нанесли серьезный урон прекрасному зданию. Во время высадки союзных войск во Франции были разрушены неф и капеллы, от башни Сен-Ромен остались лишь одни стены.

Восстановительные работы велись при финансовом участии Великобритании, для которой Нормандская земля имеет особое историческое значение.

Современное положение

Собор Нотр-Дам де Руан - жемчужина Руана. Шпиль Центральной башни собора остается самым высоким во Франции. Его величие и красота неизменно находят отклик в сердцах миллионов людей по всему миру.

7 июня 2010 года на площади перед ратушей города собралось более тысячи человек. В руках у них были плакаты с увеличенными фрагментами одного из 30 полотен Клода Моне «Руанский собор». Вместе они составили огромную репродукцию, которая вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая большая «живая картина».


Месторасположение церкви

Руан причислен к списку городов искусства и истории Министерством культуры Франции. Хотя многие архитектурные памятники пострадали во время Второй мировой войны, большая часть исторических построек сохранилась.

Кафедральный собор Руана находится на Соборной площади города. Добраться до него можно трамваем М - остановка Théâtre des Arts. Прямо напротив храма находится туристический офис, в здании которого в XIX веке располагалось кафе. Из его окон Клод Моне (14 ноября 1840 - 5 декабря 1926) любовался величественным зданием и делал зарисовки к картинам своей знаменитой серии. Импрессионист рисовал Руан в течение всего последнего десятилетия XIX века и более чем на тридцати полотнах отразил в цвете облик храма в разное время года и суток.

Далее можно пройти по улице Больших часов к Рыночной площади, на которой в XIV веке была казнена Жанна д"Арк. Улица предназначена только для пешеходов и считается старейшим проспектом города. На туристов производят впечатление фахверковые дома и большие астрономические часы на арке XVI века.

Руан входит в пятерку французских городов по древности исторического наследия. Стендаль называл его «Афинами готического стиля».


Архитектура и убранство сооружения

Нотр-Дам де Руан представляет собой уникальный памятник архитектуры, в облике которого отразились этапы становления канонов готического искусства.

Внешний вид

Поражают своим величием три входа в храм. Убранство каждого подчинено определенному библейскому сюжету.

Основные темы:

  • барельеф первого входа рассказывает о Крещении Иисуса;
  • центральный посвящен Богоматери;
  • третий вход – Святому мученику Этьену, побитому камнями.


Фасад и башни

Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых. Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен - образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней.

Готические элементы декора стен Масляной башни:

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

Витражи

Особое впечатление на посетителей оказывают витражи собора, большинство из которых сохранилось с XIII века. Их отличает мягкий лазурный оттенок, прославивший стекло из Нормандии на всю Европу.

Свет лазурных лучей, пронизывающий храм, вдохновил в начале XX века русского поэта-символиста Максимилиана Волошина (16 (28) мая 1877 - 11 августа 1932) на создание цикла стихотворений «Руанский собор». В то время поэт уже был знаком с шедеврами великого Клода Моне.


Внутреннее оформление

При этом композиция храма соответствует первоначальному плану старой романской базилики, поскольку основой строения служит ее фундамент. Боковые проходы и центральный неф разделены арками, углы трансепта завершают башни, колонны окружают алтарь. У основания Сен-Ромен можно увидеть портик на колонах из черного камня со статуей пророка на вершине в романском стиле.


Святыни и реликвии храма

Удивительным образом в судьбе Нотр-Дам де Руан отразились многие эпохи истории человечества:

  1. Впечатляет своей красотой и умиротворением часовня Девы Марии, где находятся главные иконы собора.
  2. Святыня храма - саркофаг с сердцем короля Англии Ричарда I Львиное Сердце.
  3. В Руане погибла легендарная Жанна д"Арк, ее статуя поселилась в одной из капелл, которая была изготовлена по заказу Великобритании, что стало своеобразным извинением за события 1431 года, когда была сожжена героиня.


Крипта

Нотр-Дам де Руан был местом захоронения правителей и архиепископов Рауна и Нормандии. Крипта - единственная часть храма, сохранившаяся со времен романской постройки. Здесь покоится первый герцог Нормандии Роллан и его потомки, находятся саркофаги архиепископов Руана из рода Амбуаз.

Богослужения и другие возможности посещения

Адрес собора: Place de Notre-Dame de Rouen (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) 76000 Rouen, Франция.

Часы работы:

  • понедельник — с 14.00 до 18.00;
  • со вторника по субботу — с 9.00 до 19.00;
  • воскресенье — с 8.00 до 18.00.

Собор до сих пор функционирует как римско-католическая церковь, поэтому часть его закрыта для посещений во время богослужений. Летом на западном фасаде храма устраивают световые шоу, в основном, представленные картинами Моне. Мероприятия начинаются в 10 вечера.


Собор Руанской Богоматери на карте:

Видео о Нотр Дам де Руан

В этом видео демонстрируются все достоинства собора Нотр Дам де Руан.

Кафедральный собор Руана — один из важнейших архитектурных памятников Франции времен Готики и главная . Высотой 151 метр, Руанский собор с 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира, уступив позже этот титул собору в немецком Кёльне.

История Руанского собора

Впервые епископство Руана упоминается уже в 314 году. На месте нынешнего собора в конце 4 века была построена первая базилика. В 841 году на Руан напали викинги и церковный комплекс был сожжен. В силу политической неопределенности в Руане долгое время комплекс так и оставался разрушенным, пока в 911 году Руан не стал столицей герцогства Нормандия. Первый герцог Роллон крестился под именем Роберт в простой базилике. В соответствии с новым столичным статусом в 1020 году начинается строительство над новым храмом в царившем тогда романском стиле (от него сохранилась лишь крипта).

Романская церковь включала обходную галерею и часовни, радиально расходящиеся от апсиды. Этот же план перенял и новый храм, нынешний Руанский собор, строительство которого началось в 1202 году. Фундамент романской церкви послужил и для нового кафедрального собора.

Колоннада окружает обширное алтарное пространство собора, что по тому времени уже стало устаревшей чертой. Интересна констркция трансепта: по наружным его углам сделаны четыре башни в нормандском стиле, украшенные многочисленными розеттами. Строительство трансепта кафедрального собора Руана началось в 1280 году, в период зрелой готики. В соответствии с популярным стилем, фасады между башнями сделаны в виде кружевного декора.

Башня руанского собора была сделана в 1514 году, в период пламенеющей готики. Шпиль башни, доходящий до высоты 148 метров, был сделан в 1829-76 гг под руководством Алавуана. Весом в 1200 тонн, это самый высокий соборный шпиль во Франции. За все время шпиль много раз разрушался от времени и восстанавливался. Первоначально, в 1557 году, был сделан деревянный шпиль, покрытый оловом. В 1822 году в него попала молния и он сгорел. Год спустя предложили сделать новый металлический шпиль в стиле готики 12 века. Проект одобрили в 1825 году и закончили почти 60 лет спустя, дополнив постройку четырьмя железными башенками. Несколько лет назад во Франции прошел сильный ураган, унесший одну из башенок Руанского собора.

Из первоначальных ворот храма сохранился лишь северный портал Иоанна Богослова, украшенный сценками из жизни Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Два других портала были сильно поврежедны в 16 веке.

К Руанскому собору примыкает дворец архиепископа, построенный в то же время, образуя единый комплекс вместе с кафедральным собором.

1 июня 1944 гоад Руанский собор сильно пострадал от бомбардировки союзными войсками. Начался сильный пожар и часть храма была разрушена. Понадобилось время, чтобы восстановить храм.

Башни Руанского собора

Северная башня Руанского собора — Сен-Ромен — имеет высоту 75 м. Ее венчает колокольня в стиле «пламенеющей готики». Это старейшая башня церкви, она была построена в 1145 году. Башня была почти полностью уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Руана союзниками 1 июня 1944 года. От первоначальной башни уцелели лишь стены.

Южная «Масляная башня» (Тур-де Бёр), высотой 76 м, была построена в 1485 г. целиком в стиле «пламенеющей готики». Такое странное название башня получила потому, что строили ее на деньги, которые люди жертвовали ради отпущения греха: они ели сливочное масло в период Великого поста.

Интерьер кафедрального собора в Руане сделан в виде центрального нефа, отделенного от боковых проходов арочной перегородкой, называемой ложным трифорием, которая находится выше основных аркад.

Достопримечательности Руанского собора

В кафедральном соборе Руана можно полюбоваться старинными надгробными памятниками известнейших людей: Ричарда Львиное Сердце, короля Генриха II, епископа Амбуаза и других выдающихся личностей. В соборе похоронены первый герцог Нормандии, викинг Ролло, и его сын.

В часовне Девы Марии находится главная икона собора.

Руанский собор и Моне

В 90-е гг 19 века известный импрессионист Клод Моне создал цикл картин с изображениями Руанского собора в разное время дня и сезоны. В цикл вошло 50 полотен, написанных с трех разных точек зрения. Некоторые из картин художник завершал в своей мастерской в Живерни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...